Пять спектаклей
(Ленинградский Академический ордена Ленина театр оперы и балета)
Давно и прочно Ленинградский балет признан лучшим в мире. Недаром знаменитый французский поэт и знаток балета Теофиль Готье назвал хореографическое училище, давшее этому балету десятки школьных поколений, «Академией танца». Карсавина, Павлова, Фокин, Нижинский и многие другие прославленные русские балетные артисты получили свои знания именно в этой академии, воспитавшей в советское время таких замечательных классических танцовщиков, как Уланова, Дудинская, Вечеслова, Балабина, Сергеев, Чабукиани, Каплан, Шавров, Зубковский и другие превосходные исполнители. Не менее сильны в своем жанре характерные исполнители, возглавляемые такими артистами, как Андрей Лопухов, Иванова, Вдовина, Анисимова, Блатова и ряд других. Великолепную плеяду актеров первой величины дополняют сильные вторые артисты, составляющие вместе с кордебалетом хореографический ансамбль, равного которому ни в одном театре мира не найти.
В Молотовском театре, Ленинградский Академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова показал ряд балетов. В первую очередь — «Лебединое озеро» — одно из самых совершенных произведений музыкально-хореографического искусства. Музыка этого балета, глубоко эмоциональная, насыщенная прекрасной романтической мелодикой, — одно из вдохновенных созданий гениального русского мастера Чайковского, занимающее в балете такое же место, как в опере— «Пиковая дама» или в симфонической музыке — «Шестая патетическая».
В исполнении Ленинградского балетного театра «Лебединое озеро» — редкий по качеству, по художественному уровню, спектакль. В роли Одетты заслуженная артистка, орденоносец Н. М. Дудинская щедро открывает все свои высокие артистические достоинства — технику, воздушную легкость взлета, пластическую мягкость рисунка. Так же высоко стоит яркое исполнение роли Одиллии заслуженной артисткой орденоносцем Ф. М. Балабиной, с ее чеканной отделкой танца, экспрессивной игрой и выразительной мимикой. Орденоносец Семен Каплан поражает редкостно высоким прыжком и скульптурной позой в воздухе. Из ряда великолепных характерных танцев выделяются испанский, с большим темпераментом, сочно и колоритно поданные артистами Блатовой, Петровой, Шелеповым и Георгиевским. Высокое качество спектакля в большой степени идет также от оркестра под управлением дирижера Е. А. Дубовского, раскрывающего большую симфоническую ценность музыки Чайковского.
В «Лебедином озере» выступала также лучшая исполнительница роли Одиллии народная артистка, орденоносец, Г. С. Уланова. Ее вдохновенная артистичность, мягкий лиризм, пластическая красота, чистота линий сопровождают каждое ее сценическое движение, создавая высоко поэтический образ. Достойным ее партнером является заслуженный артист, орденоносец, Константин Сергеев, не только крупный мастер классического танца, но и подлинный актер, талантливый и глубоко искренний.
В «Бахчисарайском фонтане», сохранившем сюжетную цельность одноименной пушкинской поэмы, действенный танец почти отсутствует, но зато для драматического дарования Улановой здесь открываются огромные возможности. Все, что свойственно Марии,—ее нежная юность, мягкая женственность, поэтичность, ее испуг, слезы, тоска в плену у Гирея — все передается артисткой с редкой художественной силой и подлинным сценическим мастерством. И дается это главным образом через выразительную игру пластических движений, мимики, строгих статических поз и силою того глубокого чувства, которое так характерно для всего творчества Улановой. В большой степени все это присуще дарованию Вечесловой, создающей сложный драматический образ Заремы.
Балет «Дон-Кихот» от начала до конца насыщен превосходными танцевальными номерами, веселыми сценами, горячим движением толпы. Роль Китри открывает для танцовщицы большие возможности и исполнительницы ее—Балабина и Дудинская, каждая по своему, но с одинаковым блеском и виртуозностью проводят эту благодарнейшую хореографическую партию. В такой же степени удачен исполнитель роли Базиля — артист Каплан, здесь, как и в других балетах, показывающий редкую технику классического танца. Артистки Стуколкина (Мерседес) и Камкова (уличная танцовщица) со всей полнотой и щедростью раскрывают свои дарования, отшлифованные превосходной школой ленинградского балета. Это же в равной степени относится к артисткам Железновой, Берг (классическое па), Вдовиной и Шелепову (фанданго) и всему ансамблю, живо изображающему горячую, веселую испанскую толпу. В большой мере этому способствуют новые декорации (кабачок) одного из лучших советских театральных художников Валентины Ходасевич и чуткий оркестр под управлением опытного дирижера П. Э. Фельдта.
В «Баядерке» не только прекрасные классические и характерные танцы, но и очень мелодичная музыка (дирижер И. Шерман), делающая все произведение, несмотря на известную наивность и старомодность его сюжета, исключительно привлекательным. Здесь, помимо двух главных женских ролей — баядерки Никии и Гамзати, в которых снова блистают своим высоким искусством Дудинская и Балабина, выделяется огненный «индусский танец», ярко и темпераментно исполняемый артисткой Анисимовой, засл. арт Лопуховым и Тер-Степановым.
В «Эсмеральде» заглавную роль проводит с большим драматическим мастерством, органически связанным с редким танцевальным искусством, заслуженная артистка, орденоносец, Т. Вечеслова, дающая исключительно яркий образ героини романа Гюго.
Ряд показанных в Молотове балетных спектаклей с исключительной убедительностью говорит не только о высокой художественной ценности советского хореографического искусства, но и о том, что даже в наши суровые дни, дни решающих боев с злобными фашистскими силами советский театр высоко держит знамя непревзойденного мастерства, отдаваемого широкому массовому зрителю.
Сем. РОЗЕНФЕЛЬД.