Вечернее сообщение 19 декабря
В течение 19 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На ряде участков Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов наши войска, ведя ожесточенные бои с противником, продолжали продвигаться вперед, заняли ряд населенных пунктов и в числе их г. Руза, г. Тарусса (юго-западнее Серпухова) и Ханино (юго-восточнее Калуги).
За 18 декабря уничтожено 5 немецких самолетов. Наши потери — 3 самолета.
За 18 декабря наша авиация уничтожила и повредила 28 немецких танков, 340 автомашин с войсками и грузами, уничтожила 11 полевых орудий с прислугой, свыше 100 повозок с боеприпасами, подожгла три железнодорожных состава, истребила или рассеяла полк вражеской пехоты и два взвода конницы.
Части тов. Городнянского, действующие на одном из участков Юго-Западного фронта, разгромили и полностью уничтожили 134 немецкую пехотную дивизию. Умелыми маневрами и сокрушительными ударами, вынудив командование 134 немецкой дивизии перейти к обороне, наши части окружили немцев. Все попытки фашистов прорваться на запад они к чему не привели. 134 немецкая дивизия уничтожена полностью. Ни одному гитлеровцу из 134 немецкой пехотной дивизии уйти не удалось. Генерал, командующий дивизией, убит. Взяты пленные.
Часть тов. Фоканова, на одном из участков Западного фронта, за один день боев освободила от немцев 4 населенных пункта и захватила 6 танков, 3 танкетки и 5 автомашин противника.
Усиленно громят врага артиллеристы войск генерала Болдина. Батарея лейтенанта Резвецова в одном бою нанесла большой урон двум батальонам вражеской пехоты пулеметной роте и уничтожила минометную батарею. Батарея тов. Толоцко уничтожила 6 немецких танков, 3 автомашины и 2 артиллерийских батареи противника. Обратив в бегство немецкий батальон, бойцы батареи лейтенанта Мазурова захватили 8 минометов, 6 пулеметов и противотанковое орудие.
Партизанские отряды Тульской области активно помогают частям Красной Армии освобождать свои родные города и села от немецко-фашистских захватчиков. В ночь под 10 декабря 14 партизан во главе с тов. Е. устроили засаду у деревни Ш. Вскоре на дороге появился большой немецкий обоз. Партизаны подпустили фашистов на 10—15 метров и забросали головные подводы гранатами. Уничтожив свыше 20 вражеских солдат ивзорвав несколько подвод с боеприпасами, партизаны скрылись. Неподалеку от деревни Х партизаны обнаружили заброшенную дачу, в которой остановились немецкие разведчики-мотоциклисты. Ночью партизаны взорвали дом, уничтожив 24 фашистов. За последние дни на минах, установленных партизанами -туляками, подорвались 25 вражеских автомашин с пехотой, 3 немецких грузовика с боеприпасами партизаны отбили у немцев и доставили ближайшим частям Красной Армии.
Успехи советских войск вносят все большую растерянность в ряды немецких солдат. Пленный солдат 303 немецкого пехотного полка Краузе заявил: «Нам обещали отдых после взятия Смоленска - обманули, обещали отдых после взятия Калинина - обманули. К 6 декабря в первой и второй ротах нашего полка оставалось по 20 человек. Во всем батальоне из командиров остался только один лейтенант. Нам было приказано занять оборону и отразить наступление русских. После артиллерийского обстрела и атаки русских в роте осталось только 3 человека. Был убит и | лейтенант. Смерть от русских пуль и снарядов или плен - ни на что другое не может рассчитывать немецкий солдат».
Солдат Ленау пишет своему брату Францу Ленау: «Русские не только не разбиты, а, наоборот, становятся все хитрее и настойчивее... Нас теперь интересует только одно — когда мы наконец вернемся в Германию». Пленный ефрейтор 516 немецкого полка заявил. «В последнее время настроение немецких солдат еще более ухудшилось. Часто можно услышать такие выражения: Столько убитых немцев Гитлер ничем не оправдает». В нашей первой роте уже были три случая дезертирства — сбежали солдаты Мюллер, Косс и еще один».