Беречь и экономить по-военному
На полях сражений великой отечественной войны решается судьба нашей родины. Оголтелый и коварный враг рвется в глубь страны, к нашей родной Москве. С каждым днем фронту нужно все больше и больше вооружения. Нужна все большая мобилизация сил и ресурсов, чтобы день и ночь обрушивать на кровавую гитлеровскую шайку всю мощь нашей боевой техники.
Советский народ, охваченный единым стремлением—разгромить и уничтожить фашизм, — неустанно кует грозное оружие. Помощь фронту усиливается ежечасно. Не только военные заводы изготовляют теперь предметы вооружения. Сотни и тысячи других предприятий основной своей продукцией сделали оборонную продукцию, самой первейшей задачей поставили выполнение заказов для фронта. В каждом уголке нашей родины советские патриоты приводят в движение новые и новые резервы. Без дополнительных затрат, при том же оборудовании, заводы удваивают производительность труда, увеличивая выпуск пушек, танков, пулеметов, минометов и т. д.
Мобилизация всех сил и ресурсов имеет ввиду и установление режима строжайшей экономии. Экономить во всем и везде! — закон военного времени. Ни один кусок металла, ни одна капля горючего, ни одна минута рабочего времени не могут теперь пропадать даром. Как бойцы на фронте используют с максимальным эффектом боеприпасы и оружие, так и на заводах надо более умело и рационально использовать каждый станок, каждый килограмм топлива, сырья, материалов. Бережливое хозяйское отношение к народному добру, будь это на крупном предприятии или в небольшом учреждении, борьба с малейшим проявлением расточительства —все это есть борьба за усиление помощи фронту, борьба за высокую стахановскую производительность. И раньше, в мирные дни, хозяйственник стахановец, инженер обязаны были повседневно экономить топливо, сырье, электроэнергию, беречь каждую копейку. Тем большее значение приобретает этот вопрос сейчас.
С первых дней войны на многих предприятиях Молотовской области борьба за экономию приняла широкий размах. Собирая тысячи тонн металлического лома, восстанавливая старые, «отжившие», казалось, свой век, станки, заменяя дефицитные металлы менее дефицитными, трудящиеся выполняют свой патриотический долг, еще больше укрепляют наш тыл.
Кизеловские горняки тт. Гулюткин и Алексеев закончили на днях выполнение 13-месячного задания. Ни одну секунду рабочего времени они не истратили напрасно. Это настоящие бойцы фронта труда, знающие цену минутам, часам, умеющие в военную пору работать по-военному. На шахте имени Ленина, где Гулюткин и Алексеев обуривают лавы, появляется все больше и больше шахтеров, подобных им. По 16 месячных норм дали здесь стахановцы тт. Сычугов и Кандыба. Их отличают в работе те же качества: строгая экономия времени, использование его с наибольшей пользой, образцовый порядок на рабочем месте.
А там, где борются за образцовый порядок, за подлинно военную дисциплину, за неуклонное соблюдение технологии — там вскрываются новые возможности увеличения выработки, там всегда будет значительная экономия материалов, металла, электроэнергии.
Показательна в этом отношении и работа ряда машиностроительных заводов. В цехе Феоктистова на заводе имени Дзержинского, например, только за сентябрь сэкономлено 34,5 тонны нефти. Кузнец этого цеха Антон Бизин из куска металла, рассчитанного на 10 больших деталей, делает 11, без какого-либо ущерба качеству. Это лишь один из многих примеров бережливости дзержинцев.
На заводе имени Молотова и особенно в цехе тов. Шалыто немало потрудились над оздоровлением старых станков. Стоявшее без дела оборудование позволяет теперь цеху выполнять дополнительно ряд ответственных заказов. Коллектив другого цеха — тов. Напалкова—сэкономил за время войны 1500 тонн каменного угля.
В борьбе за бережливость и экономию многое ложится на плечи изобретателей. Передовые бойцы техники не знают в эти дни устали в своем творчестве, горя одной мыслью— сделать побольше для родины, для фронта.
Инженеры фабрики Гознак тт. Иванов и Денисов провели недавно ряд рационализаторских мероприятий, повысивших скорость бумажных машин и сэкономивших до 200 тысяч рублей.
Рациональная сметка за последнее время помогла на фабрике расширить не одно «узкое» место. Мастера тт. Мочалов и Шелагинов осуществили мероприятие, в результате которого резко сократился износ машиной одежды и снизился брак. В заводской копилке благодаря этому сохранено около 100 тысяч рублей.
Тысячи других патриотов на предприятиях области всемерно борются за экономию средств и материалов, топлива и электроэнергии, чтобы дать добавочные ресурсы для обороны родины.
Работник механических мастерских дистанции пути Пермского узла т. Жаворонков по-военному оценивает сейчас каждую мелочь, стараясь найти ей применение. Пилы Робеля для обработки рельсов раньше получали с далеких заводов. Этих пил обычно не хватало. «Сейчас военное время,— решил тов Жаворонков, —перебои могут быть еще чаще да и транспорт нужен для более важных грузов». Жаворонков реставрировал старые пилы и с большим успехом обеспечивает ими всю нашу дорогу. Он же стал изготовлять комплекты противоугонов из лопнувших путейских накладок, заменив новое полосовое железо.
Зная, что каждая тонна сэкономленной нефти—лучший подарок нашим танкистам и летчикам, что каждый килограмм каменного угля нужен в первую очередь для военных заводов, бронепоездов и т. п., инженер Краснокамского промысла тов. Кон решил использовать как топливо для нужд производства, выходящие газы из нефтяных скважин. Он приспособил сжигание газов в топках паровых котлов. Результаты получились отличные. Экономятся сотни тонн каменного угля.
Было бы ошибочно думать, что в борьбе за экономию сделано все. На заводах, фабриках, железнодорожном и водном транспорте есть неисчерпаемые возможности для того, чтобы еще больше экономить материалы, топливо, металл. Однако не всюду осознали важность этого дела, а в отдельных местах еще преступно расходуют производственные запасы инструментов, сырья.
Вот мартеновский цех Лысьвенского завода. До августа здесь систематически экономили мазут. Но, начиная с августа, цех ежемесячно перерасходует сотни тонн условного топлива.
Чем объяснит руководство цеха этот позорный факт? Чем оправдает оно 15-часовую продолжительность плавок вместо 10-12 часов? Длительность плавок ведет к непомерно высокому сжиганию топлива. Если сложить весь перерасход мазута, допущенный цехом с августа, то оказывается, что его было бы достаточно для выплавки 3000 тонн стали. Видимо, лысьвенские мартеновцы не чувствуют достаточной ответственности за свою работу в военный период, если они не выполнили своего долга перед фронтом.
Где плохо борются за экономию, где не берегут государственные средства и материальные ценности, пренебрегают имеющимися резервами, — там, значит, не поняли сегодняшней обстановки.
Металлурги нашей области и прежде всего металлурги Чусового, Лысьвы и Майкора должны объявить решительную борьбу с потерями металла. Они обязаны давать отличный металл с наименьшими затратами, экономить кокс, огнеупоры, известняки. Многое требуется и от нефтяников. На Краснокамском промысле, например, имеется около 10 тысяч отработанных бурильных труб. Больше половины из них можно бы восстановить. Этого, к сожалению, не делается.
Больше напористости в борьбе за экономию! Решительней используем все имеющиеся ресурсы, чтобы дать Красной Армии дополнительное вооружение. Пусть молодежь, домохозяйки и пионеры еще энергичней возьмутся за сбор металлического лома. Ни один советский патриот не должен мириться с расточительством, помня, что все, что мы сберегаем и экономим, усиливает нашу мощь, усиливает помощь фронту, ускоряет нашу победу над фашистскими людоедами.