Ветер войны неожиданно ворвался в нашу страну... И каждый, кто находился в этот момент далеко от родного города, поспешил домой, на свой завод, в депо, чтобы приналечь покрепче на работу, помогать активней родной Красной Армии, борющейся с коварным врагом.
Так поступил и Алексей Титков. Война застала его в большом городе на берегу Дона. Там машинист изучал паровозы с тендерами-конденса торами, обогащая свою стахановскую практику. Услыхав, что фашистские вандалы напали на Родину, Титков не мог побороть в себе гнев.
- Пробил такой час, - сказал он окружавшим его новым друзьям, - что надо машинистам развернуться во всю. быстрей пособить фронту. Ну, а насчет тендеров-конденсаторов доучимся потом.
И помчался к себе на Урал.
В депо станции Пермь ІІ, где работал Титков. события отразились уже на работе людей.
Помощник Титкова тов. Культцеп сообщил ему, что сам начальник депо по трое суток не покидает производства...
Собственно, так работают у нас многие, - добавил Культцеп.
Возвращением Титкова был доволен и дежурный по депо. Зная натуру машиниста, он тут же заговорил о поездке.
Вы уж нас всей бригадой извиняйте, но дело неотложное. всяких графиков поедете. Мы сейчас ни одно дело не откладываем на «потом». А поездка - ответственная.
Бригада этого и ждет, - ответил Титков и, вопросительно взглянув на своего помощника, добавил: - и машина как будто в полной готовности. Вот только со скоростью как разрешишь?
Чем скорей, Александрович, тем лучше. Маршрут у вас старый до Балезино, а вот скорость нужна новая. Постарайтесь.
Титков был одним из первых лунинцев депо. Во всех своих поездках, даже при неблагоприятных условиях, он добивался нагонов. Делалось это без лихачества. Титков работал совершенно без брака. И когда теперь он отправлялся в новую поездку, первую его поездку в военное время, все были уверены за ее результаты.
-Тихий он - Алексей, - говорили между собой машинисты, - а сила в нем большая. Какой срок ни давай ему, а он все равно раньше срока приведет состав.
У самого Титкова не выходили из головы слова дежурного: «Чем скорей, тем лучше». Он еще и еще раз посматривал на Культцепа, на кочегара Виноградова. Они работали с полным напряжением, быстрыми и точными движениями. Но этого, казалось, мало для абсолютно скорого продвижения.
И Титков вспомнил вдруг о полагающихся стоянках и решил отказаться от них. Он обратился к членам бригады:
-Хочу попросить ход. Как вы, ребята? Бойцы сейчас на фронте не считаются с трудностями. И нам медлить нельзя. B Григорьевской локомотиву полагается попить, и для технических нужд время дается. А разве не обойдемся без этого?
Связавшись с участковым диспетчером, Титков сообщил ему о принятом решении:
- Хочется состав привести, как и полагается в военное время. на проход, без остановок
Впрочем, мы и сами думали спросить, как твое мнение о езде на- проход, - ответил диспетчер. - Очень рады. Зеленую улицу вам обеспечим. Только смотри, чтобы все в порядке.
Состав шел со скоростью курьерского поезда и выше. Бригада, проникнутая сознанием ответственности за поездку, работала четко, проявляя максимум бдительности и настороженности лишь изредка Титков смотрел на часы или обменивался короткими репликами с помощником и кочегаром.
Состав был проведен сверхотлично. Но приехав в Балезино, Титков уже думал о том, как ускорить возвращение локомотива. И вновь держал совет с бригадой:
- Нелегко будет, товарищи, двигаться обратно ускоренными темпами, задержат другие составы. И все- таки мы с вами вроде боевой красноармейской части - зевать не имеем права. Я вот решил и здесь не отдыхать, чтобы не задерживать паровоз в оборотном депо. Поквитаемся фашистами, покончим с ними, и тог - да используем уж отдых по-настоящему.
-Это, товарищ начальник, - правильно, - заметил Культцеп. Отдыхом этим можно пожертвовать.
И я тоже согласен, - присоединился к его словам кочегар Виноградов. - Помните, как зимой тяжело бы иногда работать, тяжелая зима выдалась. А ничего, выдержали ходу по сбавляли.
Согласие членов бригады - не задерживаться в оборотном депо стало сейчас для нее обязательным правилом. Локомотив Титкова, отправляясь в новые поездки, приходит обратно раньше, чем рассчитывают руководители депо. При всем этом паровоз всегда исправен, чист, за ним много и заботливо ухаживает вся бригада. Вот только что вернулся он из очередного рейса. Алексей Александрович ходит и постукивает молоточком по каждой гайке его мощного корпуса, вслушивается в этот стук, словно определяя звуками здоровье большого красавца. Затем спускается в канаву и делает то же самое снизу. И гордый результатами осмотра Алексей Титков идет докладывать дежурному по депо о готовности к следующей поездке.
- А что же ремонт разве не требуется? - спрашивает дежурный.
- Мелкий мы сделали сами, a больше пока не нужно.
Лунинским методам Титков обучил всю бригаду. Помощник его и он сам продолжают овладевать слесарным делом, кочегар-техникой ремонта. На малых промывках бригада делает собственными силами весь ремонт. Это позволяет перевыполнять нормы среднесуточного пробега. Алексей Александрович учит бригаду с большой любовью, передает ей свой опыт, учит бдительности, риску, стахановской смелости.
На днях бригада ездила опять с ответственным заданием. Титков заранее договорился с диспетчером, что поедет напроход. В пути обнаружилась маленькая неприятность: уголь был низкого качества.
Все поправимо, - сказал Титков, -затратим лишь еще немного трудов и приедем все же по-курьерски.
Так оно и было. И так Титков продолжает водить поезда до сих пор.
Борис СТЕРН.