Н. СТЕПАНОВ
Пушкин—патриот
(К 105-й годовщине со дня гибели Пушкина—10 февраля 1837 года)
Годовщина со дня гибели Пушкина встречается нами в нынешнем году в обстановке тяжелых испытаний, которые выпали на долго нашей родины. Но и в эти дни напряженных боев, которые ведет доблестная Красная Армия с озверевшими фашистскими ордами, светлое имя Пушкина нам попрежнему дорого и близко.
Глашатай всепобеждающего разума, чей творческий гений впитал доситижения всей европейской культуры,—Пушкин был верным сыном своего народа, горячим патриотом своего отечества Именно поэтому имя Пушкина ненавистно фашистским погромщикам. В бессильной злобе гитлеровские дегенераты, хватающиеся за револьвер при одном лишь упоминания о культуре,—срывают и топчут портреты великого русского писателя, расстреливают эти портреты. Лишь недавно мы узнали. что вслед за разорением толстовской усадьбы в Ясной Поляне и дома-музея Чайковского в Клину фашисты разгромили дом Гончаровых (родителей жены поэта) в Полотняном заводе. Там жил великий русский поэт, там были руками советских людей любовно собраны вещи. хранившие живую память о Пушкине.
Все творчество Пушкина проникнуто чувством национальной гордости и любовью к родине. Русский народ, его славное прошлое, его исторические судьбы прежде всего занимают и волнуют писателя «Полтава», «Борис Годунов». «Модный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «История Пугачева», «История Петра I»—все они посвящены вопросу о судьбах России, полны веры в свой народ, в его будущность и талантливость.
Еще в лицейские голы Пушкин глубоко пережил всенародный патриотический под’ем отечественной войны 1812 года, навсегда запечатлевшийся в его сознании. На героическую борьбу русского народа за свою независимость Пушкин откликнулся стихотворением «Воспоминания в Царском селе». Скорбными красками рисует здесь поэт картину вражеского нашествия и разорения родной земли:
И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком, Дымится кровию земля:
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг, Леса дремучие бегущих украшают, И праздный в поле ржавит плуг.
Пушкин говорит здесь о гневе и ненависти народе, охваченного единым патриотическим порывом, поднявшимся на борьбу с врагом, на защиту своей родной земли. Верой в победу, в силы своего народа, в его любовь к родине, в его героизм звучат мужественные стихи Пушкина, обращенные к наглому могущественному врагу
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены!
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья...
«Гроза двенадцатого года» неоднократно вспоминается Пушкиным па всем протяжении ого творчества. О войне 1812 года напоминает Пушкин в 1831 году, когда вокруг России опять стало смыкаться враждебное кольцо В полных патриотического пафоса стихах «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина» — Пушкин вновь напоминает о могучей силе русского народа, встающего на защиту своей редины:
Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая Не встанет русская земля?
Так высылайте ж нам, витии, Своих озлобленных сынов: Есть место им в полях России, Среди ненужных им гробов.
Родина, ее защита от врагов п поработителей для Пушкина—священны Оттого с таким горячим сочувствием относятся он к национально-освободительному движению в Европе, в частности к борьбе испанского и греческого народов за свою национальную независимость. Борьба греческого народа за свою честь и свободу настолько увлекла Пушкина, что он сам собирался принять в пей участие. Он обращается со словами утешения к гречанке, муж которой геройски погиб в бою за родину: Гречанка верная! Не плачь—он пел героем
Свинец врага в его вонзился грудь! По плачь — не ты ль сама ему пред первым боем Назначила кровавой чести путь?
...Он в сечу кинулся—и падши совершил
Великое, святое дело.
Этим же патриотическим чувством проникнуты и «Песни западных славян». В них Пушкин показывает героический дух сербского народа, его самоотверженную любовь к родине. Его привлекает в сербских песнях их героический характер, образы смелых патриотов, борющихся с поработителями отечества.
Патриотизм Пушкина ничего общего не имел с казенным, квасным патриотизмом правительственных кругов. Этот показной псевдо-патриотизм Пушкин разоблачает в своей незаконченной повести «Рославлев», являвшейся полемическим отчетом на одноименный роман Загоскина о 1812 годе. Пушкин высмеивает здесь поверхностный патриотизм дворянских верхов, крикливые разговоры завсегдатаев светских гостиных, которые «стали проповедывать народную войну, собираясь на долгих отправиться в саратовские деревни», или, высыпав из табакерки французский табак, стали нюхать русский Этому поверхностному. фальшивому патриотизму высшего общества Пушкин противопоставляет подлинный патриотизм народа. Героиня его романа при известии о пожаре Москвы говорит: "О, мне можно гордиться именем россиянки! Вселенная изумится великой жертве! Теперь и падение наше мне не страшно, честь наша спасена. Никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит сам себе руки и жжет свою столицу!".
Патриотизм Пушкина народен, он вырастает из любви к отчизне, из веры в русский народ, в его историческое будущее. Это чувство родины, этот патриотический характер творчестве. Пушкина сказываются во всем внутреннем строе его произведений, в содержании его поэтических образов. В «Борисе Годунове» поставлена Пушкиным проблема национальной культуры. Обольщающей внешним лоском и изяществом западной, польской культуре здесь противопоставлена национальная русская культура. И если трагедия Бориса в том что он царь-узурпатор, лишенный доверил народа, то трагедия Дмитрия Самозванца в том, что он чувствует себя изменником родины, ведя против нее иноплеменные войска. Недаром на полную подлинной любви к родине реплику сына Курбского:
Святая Русь, отечество! Я твой!
Чужбины прах с презреньем отряхаю
С моих одежд—пью жадно воздух
Он мне родной!..
Дмитрий с горечью отвечает:
Вы за паря под’яли меч, вы чисты, Я ж вас веду на братьев: я Литву Позвал на Русь, я в красную Москву Кажу врагам заветную дорогу.
Опираясь на иноземцев, Дмитрий действует как изменник родины. В этом внутренняя трагичность его поведения, в этом и причина его падения.
Эта же патриотическая идея раскрывается и в образах «Полтавы». В «Полтаве» Пушкин с гордостью говорит о доблести русского войска, о
военном гении Петра, разбившего. сильнейшую в то время шведскую армию, но основной мыслью поэмы является вопрос о патриотическом долге, о верности и любви к родине. Мазепе — изменник родины, предавший ее врагу во имя личного честолюбия, линией мести Он «презирает» «свободу», для него «нет отчизны". Полный "коварства" и «холодной дерзости» он становится в конце-концов лишь «злодеем», которого постигает возмездие за измену родине.
Мрачному, трагическому образу Мазепы противопоставлен у Пушки- на облик Петра I, отдающего свой гений на преуспеяние родины, являющегося создателем будущего могущества и славы России. Этот образ Петра проходит черев все творчество Пушкина, завершаясь величественным «Медным всадником», гениальной поэмой о судьбах России, проникнутой безграничной любовью к чудесному городу, «Петра творенью».
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия!
Пушкин с глубокой любовью и правдивостью передает в своих произведениях русскую природу, уклад русской жизни, характеры русских людей. В них подлинно-русский дух, в них «Русью пахнет!». Недаром любимая пушкинская героиня Татьяна— «русская душою».
Эту любовь к родной природе, к своему народу, к своей стране пронес Пушкин черев всю свою жизнь. Он обращался ко всему богатству и великолепию народного творчества и языка. Воспитанник крестьянки, за- мечтательной русской женщины—Арины Родионовны, — Пушкин создает свои чудесные сказки на основе сокровищ народного фольклора. Его творчество вырастало и кроило в кровной и нерушимой связи с родной почвой, со своим народом. Именно поэтому русская культура столь многим обязана Пушкину, ставшему любимейшим писателем русского народа.
Всем своим творчеством Пушкин провозгласил победу светлого человеческого разума над «тьмою»: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»—Этот призыв звучит со всей своей живительной, победоносной силой и сейчас, когда вся Европа ввергнута гитлеровскими вандалами во тьму средневековья. Но мы знаем, что уже близится тот час, когда кровавый кошмар и тьма фашизма—будут рассеяны и светлое имя поэта с опте большей силой воссияет для всего человечества. С чудовищным, преступным фашизмом, покрывшим трупами и развалинами нашу родную землю, мы боремся за это будущее, за нашу великую национальную культуру, за всех ее гениальных представителей—за Плеханова и Ленина, Глинку и Чайковского. Сеченова и Павлова, Репина п Сурикова, Суворова и Кутузова, Горького, Чехова, Белинского и Чернышевского, Толстого и Пушкина,—за любимую родину, за Сталина!