Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Выступление по радио председателя совета министров Польской республики генерала Вл. Сикорского

Газета «Звезда» №288 от 05.12.1941
Текст документа:

Выступление по радио председателя совета министров Польской республики генерала Вл. Сикорского

4 декабря, в 18 часов 30 минут, председатель совета министров главнокомандующий вооруженными силами Польской республики генерал Вл. Сикорский выступил в Москве по радио со следующей речью*):

Горячо приветствую героические народы Советского Союза, неустрашимо и жертвенно защищающие собственную страну от варварских германских орд. Восхищаюсь вождем этих народов — Сталиным, который руководит обороной России планово и непреклонно, доказательством чего является тот факт, что я выступаю в Москве, которая, по словам Гитлера, еще 4 месяца назад должна была стать немецкой добычей. Обращаюсь к землякам, а по поручению союзных правительств — ко всем народам, разделяющим сегодня судьбу Польши

Человечество расплачивается сейчас за период двадцатилетних иллюзий, расплачивается кровью и всеобщим разрушением за моральное и материальное разоружение многих народов. Человечество платит за то, что Германии разрешено было вооружиться в большом масштабе и застать врасплох демократические народы созданным втайне военным могуществом.

Происходящая война — это не только война за территории и границы принимающих в ней участие государств. Этот самый ужасный в истории конфликт является одновременно всеобщей революцией и борьбой на смерть и жизнь между демократией и тотализмом, между двумя абсолютно взаимно исключающими концепциями человеческой жизни. В этой борьбе победит новый и справедливый мир, мир народов, свободных и ставящих свободу превыше всего, мир, построенный на нерушимых основах честной демократии.

Польша первая противостояла этой небывалой в истории военной силе, силе, которая двинулась в 1939 году, как это признают сейчас руковолители пропаганцы третьей империи, за завоевание мира. Предательеки атакованная Польша с оружием в руках героически сопротивлялась, несмотря на то, что у нее нехватало современных самолетов и танков. Этим она разоблачила намерения Гитлера, подала пример бескомпромиссной борьбы другим европейским народам, но после кровавого сопротивления, она была побеждена на поле битвы. И все же польский народ не покорился до сих пор и, несмотря на неслыханные преследования, не покорится никогда. Смелое решение польского народа в 1939 году было сигналом к всеобщей мобилизации, з

Правда, Франция не использовала время, которое дала ей польско-немецкая война. Она не воспользовалась ослаблением гитлеровских войск в результате короткой, но тяжелой для немцев польской кампании. Зато Великобритания под славным водительством У. Черчилля благодаря своему ожесточенному сопротивлению в 1940 г. спасла тогда судьбу происходящей войны. Как участник и как наблюдатель этих событий заявляю, британский народ оказался народом непреклонным, героическим, народом, сознающим угрозу, какую несет человечеству Германия. В решающую критическую минуту он обнаружил исключительные моральные качества и политическую и общественную солидарность.

Германия сумеет быть может в будущем перебросить часть своих сил с востока на запад, направляя их про тив Британских островов, но они получат разочарование и потерпят неминуемое поражение как на суше, так на море и в воздухе.

Свои первоначальные успехи на Восточном фронте Германия имела благодаря внезапности нападения. Она напала на Советский Союз так, как и на другие государства: скрытно и по-разбойничьи. Однако Германию ждал сюрприз — непоколебимая духом и воинственная советская Россия, ее тактика и передовая военная техника, а также моральное единство советских народов — красные войска уже сломили первый германский порыв. Хваленая молниеносная война здесь — явление прошлого. Огромные русские пространства, умело используемые советским командованием, постепенно поглощают, германские вооруженные силы, а героический советский солдат и гражданское население наносят Германии непоправимые удары в неслыханных до сих пор масштабах настоящей войны. Территориальные успехи Германии не решают дела. Германия не достигла намеченных стратегических целей. Немцы уверяют других, а прежде всего самих себя, что ими уничтожены советские войска. Развитие военных действий и факты, которые я имел возможность лично наблюдать, противоречат подобным заявлениям.

Авторитет и престиж непобедимого до сих пор на суше Гитлера колеблется и слабеет. Его когорты убедятся вскоре здесь, а также в Ливии, что победа не является исключительно их привилегией.

Советская Россия, имеющая, благодаря дальновидной политике, военную промышленность в глубине страны, неисчерпаемые людские ресурсы, получающая могучую поддержку Великобритании и США, — быстро восполнит свои недостачи и будет уничтожать с все большим эффектом гитлеровскую военную машину. Суровый русский климат, этот природный союзник Красной Армии, истощит немецкие танковые дивизии, состояние которых уже сегодня не может не вызывать тревогу в среде их командования, равно как и огромные потери гитлеровской авиации в людях и технике.

Восполнение этих потерь всегда является задачей трудной и продолжительной в особонности благодаря партизанской борьбе, в которой русские всегда проявляли искусство и которая этой зимой будет еще более усилена.

Расходование горючего в Германии так велико, что немпы вынуждены были посягнуть на свои стратегические ресурсы мирного времени. Немцы будут делать отчаянные усилия, чтобы любой ценой прорваться к источникам кавказской нефти. Однако урок, полученный ими в последние дни под Ростовом, заставит их серьезно над этим призадуматься.

Общие усилия демократических народов приведут к началу мощного контрнаступления на Восточном и Западном фронтах, в котором примут участие также польские войска, состоящие в союзе с советской армией. В дни, когда оба народа очутились перед лицом смерти, грозящей им со стороны одного и того же врага, польские солдаты будут героически сражаться вместе с вами за освобождение своей родины. Тем более, что советская Россия поняла, что сильная Польша, которая будет в будущем управляться соответственно духу времени и собственной традиции, является необходимым фактором европейского равновесия, а братство оружия, возникающее впервые в истории, будет иметь переломное значение для будущего обоих государств и народов, как основа не похожих на прошлое дружественных отношений. Обе стороны готовы забыть все, что их разделяло в прошлом. Мы верим, что советские народы не забудут, что мы стали рядом с ними в самую тяжелую для них годину, что они осознали, чем является для них сильная и дружественная Польша, обращенная фронтом против Германии.

Взаимная добросовестность, а также взаимное уважение государственной независимости и суверености — вот удинственные условия, делающие возможными эти отношения между нами.

Понимая их необходимость и пользу, мы будем и дальше работать над полным осуществлением соглашений, заключенных в июле и августе с.г. Этим мы явим миру пример того, как следует решать самые трудные спорные проблемы, согласно с интересами своего государства и во имя общечеловеческих целей.

В течение прошедших двух лет Гитлер выиграл много сражений, разорил иного стран, поработил много народов. Ему удалось разрушить много городов и сжечь много селений. Миллионы людей убил он, сделал калеками, заморил голодом и разъединил. И все же он сегодня гораздо дальше от победы, чем год тому назад.

Ведь тогда же он обещал немецкому народу, что кончит войну в 1940 году, а самое большее в 1941 году. В одном из своих последних выступлений, однако, он вынужден был употребить многозначащий оборот об «окончании когда-то этой войны».

Геббельсовская пропаганда также лишилась своего наступалельного характера и обычного циничного нахальства. В Германии говорят теперь о возможности поражения, пугая народ трагическими последствиями этого факта. Опасения перед ответственностью за совершенные злодеяния теперь становятся для Германии стимулом для дальнейшей борьбы.

Год тому назад казалось, что Гитлер близок к осуществлению рекламированного им «нового порядка» в Европе. Сегодня этот порядок повержен в прах, а выстрелы, прозвучавшие в последние дни в Нанте, Бордо, Праге и Белграде, варварские репрессии в Греции, Норвегии, на русских землях, а также проводимые в течение двух с лишним лет репрессии в Польше —показывают истинный облик нацистского порядка. Из-под сорванной маски веролометва и обмана явился миру гитлеровский палач, живущий кровавой тиранией и бесправием.

Политика так называемого сотрудничества с нацистскими гангстерами привела всех тех, кто им поверил, лишь к уничтожению, а если они не опомнятся во-время, приведет их государства к руине. Демон разрушения, каким является Гитлер, неспособен создать что-либо положительное. Все, чего он коснется, превращается в прах и пыль, ибо, как говорит поэт самих же немцев: «Таково уж проклятие злых поступков». С сегодняшней Германией не может быть ни соглашения, ни компромисса.

Будущие поколения должны будут понять, что преступления нельзя совершать безнаказанно. Законы варварской идеологии должны быть уничтожены огнем и железом.

Гитлер объединил европейскяй континент в значении обратном тому, какого желал. Он объединил поляка с чехом и словаком, с югославом, греком, норвежцем, бельгийцем, голландцем и французом, а всех нас вместе — с англичанином и русским в борьбе с самым большим злом, какое знала история. Тому доказательством тот факт, что я, глава польского правительства, выступаю здесь, в Москве, от имени всех народов и союзников.

Нас, объединенных на континенте, свыше 180 миллионов человек. Это — могучая армия, она тем грозна, что создает фронт в тылу врага. Этот фронт пока еще находится в подполье, но он грозен для противника не менее, чем современная авивция, танковые дивизии и военно-морской флот. Создается он повсюду там, где ступил сапог немецкого солдата, где свирепствует кровожадная с все более и более деморализующаяся и разлагающаяся гестапо. Угнетенные народы с нетерпением ожидают судного дня и действий, час которых пробьет в избранный нами момент.

Эта война научила нас, поляков многому, поэтому мы сплочены и в согласии бьемся за новую Польшу, Польшу, сила которой будет основа на равенстве всех ее граждан перед законом, без различия расы, происхождения и вероисповедания, — на демократии политической, социальной и хозяйственной. Устраивая же после завоеванной победы Европу, мы должны будем исключить из нее партикуляризм, как самый большой бич нашего времени. Этот ппартикуляризм был хитро использован Германией для того, чтобы поссорить всех между собой и самой получить возможность поработить другие народы.

Новый мир будет основан не на доктринерских юридических форму лах, а на честной международной солидарности и рациональной федерации народов.

Война может продлиться еще долго. Она потребует дальнейших усилий в огромном маештабе. Я хорошо знаю материальные и моральные ресурсы борющейся демократии, получающей все большую поддержку в США. Поэтому верю непоколебимо, что мы одержим одну из величайших побед в истории человечества и что, организуя мир, создадим на этот раз прочные основы счастливого сожительства будущих поколений".

*) Перевод с польского.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Сикорский В.; Польша; Международное положение