Вечернее сообщение 10 февраля
В течение 10 февраля наши войска продолжали с боями продвигаться вперед и заняли несколько населенных пунктов.
За 9 февраля уничтожено 4 самолета противника.
За 9 февраля частями нашей авиации уничтожено и повреждено ПО немецких автомашин с пехотой и грузами, 35 повозок с боеприпасами, 3 зенитно-пулеметных точки, взорвано 10 железнодорожных вагонов с грузами, 20 железнодорожных цистерн с горючим, рассеяно и частью уничтожено свыше батальона пехоты противника.
Заняв за один день 4 населенных пункта, бойцы части, которой командует тов. Беззубов (Западный фронт), захватили 18 вражеских орудий, 5 автомашин, 72 велосипеда, 6 пулеметов, 3 противотанковых ружья, 27 повозок с различным воинским снаряжением, 150 тысяч винтовочных патронов. 2382 мины, 1849 ручных гранат. 2100 ракет и 426 винтовок, брошенных отступившими с поля боя немецкими солдатами. На другом участке бойцы, под командованием тов. Соловьева, выбив противника из села В., уничтожили 200 солдат и офицеров 41 немецкого артиллерийского полка, входящего в резерв главного командования немецкой армии и захватили 28 грузовых и 11 легковых автомашин, 13 мотоциклов, 8 орудий различного калибра, 8 автоцистерн, 2 тягача и большой склад боеприпасов.
Геройский подвиг совершил красноармеец Кучкар Ахмет Бурдиев. Во время атаки немецких позиций он первым ворвался в ДЗОТ противника и очутился один среди группы вражеских солдат. Бесстрашный боец не растерялся. Свалив с ног ударом приклада одного гитлеровца, Бурдиев устремился к немецким пулеметчикам, которые вели огонь по нашим войскам, не давая им продвигаться вперед. В жестокой схватке Бурдиев лишился винтовки. Тогда он выхватил винтовку из рук гитлеровца и поразил насмерть немецких пулеметчиков. Накинувшегося на него немецкого офицера, боец убил лопатой. Одного унтер- офицера и двух немецких солдат Бурдиев захватил в плен и доставил их, вместе с трофеями, в свою часть.
У убитого немецкого офицера, фамилию которого установить не удалось, найден дневник. В начале декабря прошлого года автор дневника еще находился в Германии, в городе Вельсе и обучал новобранцев. 11 декабря он получил приказ выехать в Варшаву «в резерв офицеров центральной войсковой группы», а затем прибыл на советско-германский фронт. Ниже публикуются выписки из дневника немецкого офицера:
«15 декабря. В полдень бродил по Варшаве. Здесь больше больных, чем здоровых, но и здоровые идут навстречу своему уничтожению.
20 декабря. От’езд. Доехали до Малазевитце. Ночевали в холодных бараках. Некоторые ругались, рассуждали о политике.
23 декабря. Санитарный поезд дальше не пойдет. Я на почтовом поезде добрался до Минска. Поезд дальше не может итти, так как впереди было железнодорожное крушение.
24 декабря. Целый день ждем, когда, наконец, поезд пойдет дальше. Какая неорганизованность. Все печальны...
26 декабря. Ночью был в офицерских бараках. Здесь очень много раненых офицеров. Настроение угнетенное. Планомерный захват русскими позиций у Калинина, Калуги, чрезвычайные холода, отставка Браухича, Бока, Рундштедта, затруднения в снабжении и питании—все это действует очень сильно на войска.
27 декабря. Из различных высказываний можно заключить, что моральное настроение войск пострадало... Тыловая служба не в порядке, следовательно, мы не можем здесь оставаться. Организованность не на высоте...
1 января. Представился в 6 армейский корпус. Меня направили к полковнику Гут. Он приказал мне вести вперед роту, которую пригнала сюда полевая жандармерия. Вид маршевой роты показывает плохое положенно на фронте.
2 января. Получил приказ отправиться в 161 пехотную дивизию. Целый день наблюдал отступление частей. Это выглядит плачевно.
9 января. Весь день на ногах без отдыха... Большой беспорядок... Ничего нельзя сделать...»
Бакинские нефтяники непрерывно увеличивают добычу нефти. На-днях бакинцы отправили в Действующую Армию третий эшелон с бензином, добытым сверх плана.