Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Две поэмы о партизанах

Газета «Звезда» №39 от 15.02.1942
Автор статьи: В.Бурдин
Текст документа:

Две поэмы о партизанах

Армия советских писателей живет жизнью фронта. Мы читаем, слышим по радио их очерки и стихи, овеянные боевой грозой, но еще не пришло время крупных произведений, достойно отражающих героическую пору Великой отечественной войны. Две поэмы о партизанах, написанные Д. Бедным и В. Каменским, доказывают именно это.

Поэма Д. Бедного «Степан Завгородний», напечатанная в первый же месяц войны, не могла еще дать облик советского партизана нашего времени. Автор ставил себе другую задачу. Он рассказывает о том, как немцы с утробной жадностью издавна стремились захватить русские черноземные поля, «отодвинуть Русь за Волгу и Урал», о том, как в 1913 году боролся с немецкими захватчиками украинский партизан Степан Завгородний, о том, как в период строительства Степан-—«бессменный председатель колхоза Красный Куш» вырастил шесть сыновей на страх фашистам, Рассказав обо всем этом, автор в заключительной главе бросает клич «Партизаны вперед» И эта глава имела и продолжает иметь большое агитационное значение, искупая некоторые недостатки поемы. Основным ее недостатком нужно признать композиционную рыхлость. Большая часть поэмы занята, правда, блестящим описанием экскурсии группы немцев по России в 1912 году, и главным образом, завтраков и обедов (недаром первая глава носит название «Жрать», жрать, жрать!»); Степану посвящено всего 8 страниц из 56. И все же поэма написана талантливо; животная тупость, жадность, жестокость немецкой военщины и буржуазии вызывают отвращение, а благородный облик Степана изображен живо и убедительно. Последняя глава, —в свое время, напечатанная в «Правде»,— принадлежит к числу лучших героико-патетических страниц русской литературы.

| Нужно особо отметить прекрасный, сочный, богатый язык поэмы и блестяще выдержанную, крайне сложную некрасовскую строфу (поэмы «Кому на Руси....).

Поэт нес родине высокое качество своего поэтического труда.

К сожалению, нельзя этого сказать про поэму В. Каменского «Партизаны». Поэма печаталась в октябре, но она носит следы спешки и неряшливости. Трудно поверить, что это произведение написано опытным автором.

В поэме рассказывается о том, как старик - партизан Филипп Иванович с тремя десятками товарищей разрушили в тылу врага железнодорожный мост, а затем разгромили фашистскую базу в селе. Для рассказа об этом автору потребовалось около 2500 строк. И, все же, живых людей и живых чувств в поэме нет.

Объясняется это, прежде моего, тем, что поэма загромождена «словесной рудой», логическими и ритмическими искажениями речи.

Нормальный поэтический язык нашелся у автора только для описания природы, которые можно не только читать, но и перечитывать («На вершине липы ястреб..» «А кругом стоял лесище..», «На заре поют привольно птицы»). Правда, образы «давнишней души», которая «сторожит тишь» леса,—в начале поэмы и «премудрого глаза», восходящего над родиной, —в последней строке ее — представляют довольно архаическую рамку для повествования о советских партизанах; но, как уже сказано, именно это повествование о наших героях и заполнено в поэме исключительным обилием речевых уродств.

Наиболее яркий пример представляют следующие строки:

Откуда навождение?

И вообще- не я.

Дух мщения

Везде витал.

Ясно, что строка "вообще - не я" не имеющая никакого смысла, играет здесь роль богатой составной рифмы к слову «мщения»», ясно также что ее следовало оставить в записной книжке автора.

А что значат слова: «Гитлерова клика испытывает месть (?)»; «И в жуткости душа скатилась в разоренье»; «Все радости полны с привычных пор»; «На друга друг глядят с огнем ребят»...

Можно ли сказать: «тот вопрос, трясет до нитки партизановские мозги», "натрясти огонь беды"?

А, межу тем, таким языком написана вся поэма. К этому нужно прибавить полный ритмический произвол, напоминающий временами о раешнике, чаще же—об испорченной прозе. Трудно, поэтому, рассмотреть за словесной шелухой основные образы поэмы. Во всяком случае мы не встретим здесь дорогого нам облика советского партизана, который знаком нам по сводкам Информбюро, по газетным очеркам, по радио-выступлениям,

Отряд представлен в поэме безликой массой, способной лишь наивно восторгаться своим вожаком. О Филиппе Ивановиче из его слов мы узнаем, что он наследственный богатырь: он «телеграфный столб таскал один», а его отец «сгоряча нес пушку на плечах».

Как далек этот искусственный герой, скажем, от подлинного, знаменитого украинского партизана «Деда», который не является наследственным солдатом и богатырем, был председателем передового сельсовета, а незаменимой помощницей своей считает тетю Глашу, председательницу колхоза! Но автору понадобился человек необычный.

Погоня за созвучиями, пренебрежение в логической и ритмической стороне речи, пренебрежение к завету Маяковского о "словесной руде" и о «слове-сырце» предопределили очень крупную неудачу опытного поэта.

Героический образ великого в своей скромности советского партизана еще ждет своего поэтического воплощения.

В. Бурдин.

Показать полный текст Распечатать текст статьи Рубрикатор: