Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Виктор Старченко

Газета «Звезда» №24 от 29.01.1942
Автор статьи: Николай Велорок
Текст документа:

ВИКТОР СТАРЧЕНКО

Мечта, заветная мечта молодого типографского работника, сына белорусского крестьянина Виктора Старченко — стать летчиком — сбылась два года назад. Он получил специальность летчика-истребителя. Наступило время кропотливой работы над собой. В воздушном «учебном» бою Старченко всегда выходил победителем. Конус падал, изрешеченный трассами пуль. По условному противнику он стрелял отлично.

Как все это понадобилось теперь, когда нет «условностей», когда вместо конусов в воздухе рыщут стаи железных коршунов, когда надо бить и уничтожать военную машину Гитлера!

Это было ранним морозным утром. Задание: немедленно вылететь на штурмовку вражеских колонн.

— Майор Алабин, вы полетите ведущим, — распорядился командир полка подполковник Белокопытов. — Вы, — указав на Старченко,— пойдете справа, майор Полунин— слева. По самолетам!

Летчики разбежались в разные стороны. Вскоре звено «ястребков» устремилось на юго-запад. Перелетели линию фронта. Вот уж перекресток дорог. На них — скопление машин врага. Глаза устремились в стекло. Нажим на гашетки — очередь... вторая... третья. Вскакивают клубы дыма. Подожженные машины застопорили путь. Задние подгоняют передних. Затор!

«Что и требовалось»—подумал про себя Старченко и, сжав челюсти, добавил громко: «Но это еще не все, сволочи!».

Крутой разворот и пикирование в цель. Люди бегут в резные стороны. Машина с ревом набирает скорость. Старченко дергает за бомбосбрасыватель. Огненным взрывом бомбы ложатся на врага.

Несколько десятков автомашин, до сотни фашистских солдат было уничтожено звеном наших самолетов.

— Хорошо, товарищ Старченко, — пожимая руку, сказал майор.

Прошла ночь. Термометр показывал минус 25°. В небе никого не было — фашисты с непривычки не могли запустить моторы в такие морозы.

На аэродроме — рев моторов. Техники заканчивали последние приготовления. На опушке выстроился летный состав.

— Сегодня задача: поддержать наступление наших частей, — объяснил подполковник Белокопытов. Летчики обступили карту.

— Как видите, задача, сложная, — закончил командир полка, —враг имеет сильную противовоздушную оборону.

Вылетели трое, в числе их был младший лейтенант Старченко. Противник за ночь влез кротом в землю. Совсем свежие земляные грядки. Ястребки подлетели к цели на бреющем полете. Враг не ожидал наших самолетов. Разворот с набором высоты: теперь видно все, как на ладони. Заход с противоположной стороны. Почти отвесное пикирование... Рывок... Смертельные килограммы металла врываются в блиндажи противника.

Очнувшиеся зенитки начали беспорядочно стрелять. Нужно действовать осторожнее. Старченко направляет свой самолет на фашистов, бегающих у машин. Он видит, как огненная трасса влипает в тело машин, как вражеские пехотинцы бегут в разные стороны и падают сраженные. Вдруг пронзительный вой. У самого уха пролетел снаряд. Старченко быстро поддергивает машину так, что заслоняет себя от вражеской трассы и снова бросается на врага. Стремительность действий не давала возможности врагу вести прицельный огонь.

Виктор Старченко благополучно прилетел на свой аэродром. Отстегивая парашют, он спросил техника:

— Как вылет?

— Хорош, Только шасси быстро убираешь.

— Ничего, бояться не приходится!

— Правильно, — заметил подошедший подполковник.

Старченко выпрямился.

— Товарищ подполковник, задание выполнено,—доложил он.

— Знаю. Отлично. С помощью произведенной вами штурмовки наземные части успешно контратаковали противника. Поздравляю вас с присвоением звания лейтенанта.

Подполковник сжал руку Старченко.

На завтра комсомолец лейтенант Старченко вылетел в 31 раз на штурмовку войск противника.

Николай ВЕЛОРОК.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: боевые действия; Война: авиация