В ОДНОМ СЕЛЕ
Недвижно стоят запушенные снегом березы и ели. Блестящим инеем подернуты крыши и стены домов, заборы и ворота—все блещет, все горит под ярким зимним солнцем. Мороз—красный нос гуляет по Уралу.
Петр Дмитриевич Пичугин— председатель Полетаевского колхоза «Новая жизнь» только что получил сообщение из райисполкома, что еще одну семью эвакуированных направляют в их колхоз. Таких эвакуированных граждан в этом колхозе 46. Все они устроены и с жилищем, и с питанием, все трудоспособные определены на работу. Колхозники артели «Новая Жизнь» рассудили просто и ясно:
— Со всяким могла такая беда случиться и уж если она над нашими товарищами разразилась, то как же мы можем не встретить их, как полагается, не обогреть, не обласкать
И, действительно, колхозники как получат сообщение о вновь назначенных для житья в их колхоз эвакуированных, тотчас же запрягают своих коней и спешат в Кунгур на вокзал.
Топятся бани, моются избы, люди ждут своих товарищей.
Чего греха таить, было не без того, что и ворчали некоторые:
— Вот приедут, стеснят, грязи нанесут. Не хотелось нарушать свой быт, изменять свои семейные устои. Но люди приезжали и быстро находился тот общий язык, который свойственен в глубине сердца каждому советскому человеку
Пройдите сейчас по селу, зайдите из дома в дом, где живут семьи эвакуированных и нигде не встретите распрей, споров и склок. Всюду дружба, крепкая колхозная дружба.
Пелагея Григорьевна Кузнецова только что приехала в колхоз «Новая жизнь» из большого города. С нею вместе приехали две ее дочери и внучка. Их расместили пока у Натальи Ивановны Меньшениной, которая еще раньше эвакуирована в этот колхоз. Вот они в дружной семье собрались вечером за общим столом.
Пелагея Григорьевна читает свежую газету. Внимательно слушает последние сведения с фронтов великой отечественной войны Наталья Ивановна Меньшенина Только что приехавшая Шура Трахтенберг следит за тем, как решает задачи недавно вернувшаяся из школы Рита Пройдет пара дней и эта семья как и все остальные семьи эвакуированных получит комнату, где разместится, пусть не так удобно, как в своей старой квартире, но будет жить эта семья в чистоте, и в тепле, сытно и в приветливой товарищеской обстановке.
***
В Кунгурском районном исполнительном комитете устройством эвакуированных занимается депутат Верховного Совета РСФСР, он же председатель Кунгурского райисполкома А. С. Голышев.
Этой работе тов. Голышев уделяет очень большое внимание Недаром же ничего худого никто из вновь прибывших в Кунгурский район людей не может сказать о Кунгурском райисполкоме. Каждому товарищу уделяется внимание, о каждом заботятся.
В Молотовской области много председателей райисполкомов и сельских советов, которые поняли всю ответственность, всю важность хорошего устройства эвакуированного населения. И тем мрачнее выглядят некоторые черствые люди, не отдающие себе отчета в своих делах.
Мы не можем, например, обойти молчанием возмутительного поведения председателя Юго-Осокинского райисполкома Дудина, который систематически срывает все сроки вывоза из Кунгура эвакуированных, направленных в Юго-Осокинский район. Был случай, когда жена военнослужащего т. Юдина с шестью детьми в течение 10 дней была не устроена. День за днем обещал Дудин устроить женщину и день за днем откладывал. 11 телефонных вызовов было ему по этому поводу и все же женщину пришлось устроить в Кунгуре. Это лишь один факт.
Такие случаи черствого отношения к эвакуированным, к сожалению, еще встречаются в районах Молотовской области.
Мы не знаем обсуждала ли партийная организация поведение Дудина, однако до последнего времени он не исправился.
Конечно Дудины—исключение. Мы имеем сведения о том, как хорошо устроены эвакуированные в Кочебахтинском сельском совете, в колхозе «Огородник», Ергачинского сельсовета, в колхозе «Земледелец», Шедейского сельсовета, в колхозе «Зарубино», Каширинского сельского совета, наконец, в Полетаевском колхозе «Новая жизнь» и в десятках других.
***
На снимке Александра Меньшенина. Более 3-х месяцев, как приехала она в колхоз «Новая жизнь» Муж ее на фронте. В городе, из которого эвакуировалась молодая женщина, она работала машинисткой. О сельском хозяйстве имела самое смутное представление. Но вот мы видим ее уже за новой работой—она учетчик колхозного труда. Старый бухгалтер колхоза не нахвалится энергичной, инициативной работницей. За 3 месяца работы в колхозе «Новая жизнь» она заработала 122 трудодня. И не одна Меньшенина работает так складно, так хорошо. Вот, например, тов. Михайлова, жена военнослужащего, никогда крестьянством не занималась. Но поговорили с ней, рассказали, показали и сейчас она превосходная курятница на колхозной ферме.
Горожанки Пильщикова, Шамина, Зеленина освоили полеводческие работы. Лидия Александровна Зеленская работает на молочной ферме приемщицей молока, Яков Гриб плотничает. Так каждый из эвакуированных нашел себе место в сплоченном колхозном житье. Никто не чувствует себя лишним или бесполезным.
Председатель колхоза «Новая жизнь» Петр Дмитриевич Пичугин для всех нашел дело по сердцу, по душе. Самые хорошие отзывы дают о Петре Дмитриевиче новые жители села. Не только взрослые, но и их дети устроены в колхозе. Малыши в яслях, а старшие ходят в школу, не пропускают ни одного занятия.
На нижнем снимке фотограф запечатлел урок русского языка в классе Полетаевской начальной школы На первой парте сидят дети эвакуированных Женя Гриб и Боря Ершов. Эти ребята лишь на время переезда из родных мест в уральский колхоз прерывали свои занятия.
Так живет один из многих колхозов Молотовской области. Мы не искали его специально. Это далеко не лучший колхоз в смысле трудоустройства эвакуированных. Это рядовой, обычный колхоз, где люди со всей душой отнеслись к своим товарищам, которых обстановка забросила с далекого юга на наш суровый заснеженный Урал.