Книга Дэвиса о его дипломатической работе в Москве
НЬЮ-ЙОРК, 29 декабря. (ТАСС). Сегодня в США вышла из печати книга бывшего американского посла в Москве Джозефа Дэвиса, озаглавленная «Моя миссия в Москве». Книга Дэвиса посвящена его дипломатической деятельности в СССР в 1937—1938 гг. и содержит интересный материал для изучения международных событий, непосредственно предшествовавших началу нынешней войны.
В предисловии к книге «Моя миссия в Москве» Дэвис рассказывает о своей старой дружбе с Рузвельтом и об обстоятельствах, приведших к назначению его на пост посла США в СССР Он указывает, что является противником коммунизма, но заявляет, что во время своего пребывания в Советском Союзе «видел и узнал много такого, чего не знал раньше», и что он «видел силу, которая окажет громадное влияние на социальные и политические условия в будущем». «Сегодня, пишет далее Дэвис, сотни тысяч русских доблестно дерутся и умирают за дело, имеющее жизненное значение для нашей безопасности Они—наши союзники. Я надеюсь, что эта книга даст фактическую основу для более точного представления о советском правительстве, его руководителях и народе».
Книга Дэвиса начинается его личным дневником, в котором он передает свои беседы с Рузвельтом и Уэллесом в конце 1936 года. В этих беседах американский президент и заместитель государственного секретаря определили задачи Дэвиса и предложили ему изучить «политическую, промышленную и военную мощь Советского Союза и его политику в отношении мира в Европе». В начале 1937 года Дэвис отправился в СССР. В феврале 1937 года Дэвис совершил поездку по промышленным районам СССР. В письме к Рузвельту от 5 марта 1937 г. Дэвис дает высокую оценку достижениям СССР в области промышленности. «Голые равнины,—пишет он,—превращены за 6 лет в громадные промышленные районы, заводы располагают первоклассным оборудованием».
В конце марта Дэвис вернулся в США и сделал Рузвельту подробный отчет о промышленном развитии СССР и о происходивших тогда процессах право-троцкистской шпионской террористической группы. Еще будучи в Москве Дэвис, являющийся выдающимся американским адвокатом, указывал в докладе государственному секретарю, что «рассматривая дело об’ективно на основе своего опыта в судебных делах, я пришел к заключению, что обвинение доказано». В другом месте Дэвис заявил, что «члены дипломатического корпуса сходятся в том, что подсудимые виновны и заслуживают смертной казни». В последующих своих докладах и беседах Дэвис неоднократно подчеркивал своевременность мер советского правительства по разгрому всех шпионских и вредительских гнезд. В заметках, написанных летом 1941 года и опубликованных лишь теперь в его книге, Дэвис отмечает, что только в 1941 году ему стало еще яснее огромное значение этих процессов. «Все эти процессы,—пишет Дэвис,—являлись, как это теперь стало ясно, частью энергичного и решительного усилия советского правительства оградить себя от измены. Оно основательно очистилось от предательских элементов.
В 1941 году в России нет более членов пятой колонны, страна очищена от измены».
По предложению Рузвельта Дэвис во второй половине 1937 года совершил поездку по странам, граничащим с Советским Союзом. В своем отчете государственному секретарю о положении в скандинавских странах Дэвис отметил, что «Финляндия почти наверное окажется военной базой Германии для нападения с севера на Ленинград».
Дэвис подробно цитирует высказывания советских государственных деятелей о международном положении, чрезвычайно обострившемся в начале 1938 года. Он отмечает, что руководители советского государства показали большую проницательность в оценке положения в Европе и сделали ряд предсказаний, которые затем полностью оправдались. Он подчеркивает дружественное отношение русского народа к США.
Весьма интересными являются высказывания Дэвиса о политике по отношению к Советскому Союзу довоенных правительств Франции и Англии. В письме к секретарю Рузвельта Эрли от 4 апреля 1938 года Дэвис пишет: «Европейские демократические державы как будто умышленно действуют на-руку фашистам в своем стремлении совершенно изолировать Россию. Очень жаль, но это правда». В письме к сенатору Тайдингс от 14 апреля 1938 г. Дэвис писал: «Изоляция России вероятно представляет большую угрозу для европейских демократий, чем для самого Советского Союза... Я считаю, что демократические державы всего мира когда-нибудь будут рады воспользоваться дружбой, мощью и преданностью миру, которые они могут встретить у советского правительства в дни нового мирового кризиса. Если фашистские диктаторы будут продолжать свою деятельность, этот кризис несомненно наступит...».
Дэвис очень подробно и дружественно описывает свою беседу с тов. Сталиным и тов. Молотовым 5 июня 1938 года в связи со своим прощальным визитом в Кремле. Дэвис с большой теплотой и глубочайшим уважением отзывается о товарище Сталине, о «его сильном характере», о его «психологии великого человека, проницательности и мудрости».
Возвратившись в США, Дэвис продолжал заниматься вопросом советско-американских отношений. В своих докладах государственному департаменту он указывал на важность установления дружественных отношений между СССР и США в интересах будущего мира. После нападения Германии на Польшу и Францию Дэвис продолжал настаивать на всемерной поддержке оборонительных усилий Советского Союза. Когда германские армии вторглись в Советский Союз, Дэвис сделал в дневнике следующую запись о своем заявлении представителю Юнайтед пресс: «Я заявил ему, что сопротивление Красной Армии удивит и поразит весь мир. Я настаивал на всемерной помощи Советскому Союзу. Это мое заявление, основанное на том, что я видел в России, было широко опубликовано». 7 июля в беседе с Уэллесом Дэвис настаивал на том, чтобы США оказали широкую поддержку Советскому Союзу. 8 июля в письме к Гарри Гопкинсу Дэвис настаивал на том, чтобы сообщить советскому правительству, что «США полностью разделяют цель поражения Гитлера, что наша традиционная политика дружественных отношений с Россией продолжает существовать».
Книга Дэвиса заканчивается описанием событий в начале сентября 1941 года. К книге приложены дополнительные меморандумы о различных беседах Дэвиса в Москве, доклады о Прибалтике, о промышленных ресурсах СССР и об условиях жизни в Советском Союзе.