Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Помогают фронту

Газета «Звезда» №2 от 03.01.1942
Автор статьи: Ф. Бутченко
Текст документа:

ПОМОГАЮТ ФРОНТУ

В обеденный перерыв к директору Даниилу Агафоновичу Батаруеву начали сходиться рабочие. Первым пришел Юрков. Как бы опасаясь, что его беседе могут помешать, он плотно закрыл за собой дверь, присел к столу, и теребя шапку, сказал:

— Посоветоваться хочу, Агафоныч. Слыхал, что вы кроме ремонта тракторов для МТС решили еще ремонтировать автомашины для фронта. Одобряю Даниил Агафонович эту вашу инициативу. Наверное силы требуются, а у меня дочь Мария немного токарное дело знает. Сам учил. Учти мою просьбу.

За Юрковым пришел токарь Бажанов с женой:

— На фронт отправляюсь сегодня, проститься пришел, а заодно и заместителя привел. Хорошо знает станок. Любому мужчине не уступит. Так что разрешите передать ей инструменты.

С предложениями, направленными на оказание лучшей помощи фронту пришли слесарь Жаков, тракторист Мелиахметов, шофер Филиппьев и другие.

Побеседовав с каждым, директор стал совещаться с техруком Мироном Павловичем Цукерблатом. Для того, чтобы взяться за новое дополнительное дело нужно было готовить станки, инструменты, материалы. О людях не беспокоились. Воодушевленные призывом вождя, все горели желанием оказать помощь фронту. Стахановская работа на ремонте тракторного парка казалась обыденным делом. Каждому хотелось сделать что-то большее.

Вечером в тот же день состоялось общее собрание коллектива МТМ, на котором было принято решение в какой срок и сколько отремонтировать для фронта автомашин.

***

Шумит станок. Железная стружка взвивается спиральной лентой, падает в ящик. Чем дальше подвигается смена, тем веселее становится Маруся Юркова. До конца смены осталось три часа, а на столе уже лежит 30 аккуратно выточенных втулок поворотных цапф—на пять штук больше нормы.

— Еще с десяток изготовлю,—весело говорит Маруся соседке—токарю Бажановой.

Но не отстает и жена красноармейца Бажанова. У нее также уже было 30 деталей, а до конца смены оставалось еще столько времени.

Слесарь Жаков не отходил от станка целый день. До обеда он изготовил 48 деталей, выполнив две нормы. С обеда он работал за фрезеровщика. Это в счет третьей нормы.

Слесарю Трегубову, который растачивал гильзы, Жаков сказал:

— Может быть, сам будешь и шлифовать?

Трегубов понял. Ведь шлифовщик пошел на фронт, а вместе с ним и второй мастер—по ремонту магнето и динамо.

— Правильно. Беру на себя шлифовку гильз и ремонт магнето и динамо.

Теперь стахановец Трегубов успевает за день выполнить три работы, и не просто выполнить, а дать высокое качество продукции.

Совмещение профессий в МТМ—массовое явление. Токарь Юрков нынче точит детали на станке и шлифует их, вулканизатор Ключнин за день успевает вулканизировать 2—3 покрышки и залить три комплекта подшипников. Это—две-две с половиной нормы.

В первый день выполнения принятых на себя обязательств по ремонту автомашин для фронта дирекция МТМ думала получить детали, необходимые для ремонта одной автомашины, но к концу смены их подготовили в три раза больше. Перевыполнила свое задание и вторая смена.

Соревнование за быстрейшее выполнение нового обязательства разгорелось все сильнее и сильнее.

— Неужели мы отстанем от токарей, слесарей и шлифовщиков?—говорил, обращаясь к своим товарищам, шофер Филиппьев.—Я обязуюсь собрать машину за два дня вместо четырех по плану и жду вашего слова.

Мария Семеновна Усанина с места крикнула:

— Два дня—долго. Еще на полдня надо сократить срок

Вызов Усаниной был смелым. Слыханное ли дело--одному человеку полтора дня на сборку автомашины, когда для этого требуется не меньше 4—5 дней. Но спасовать перед женщиной—позор.

— Согласен на полтора дня,—сказал шофер Шомов и еще горячее взялся за работу.

***

В сборочном цехе заканчивается выполнение принятых фронтовых обязательств.

— Ну, как дела?,—спросил, зайдя в мастерскую, директор Батаруев. Но увидев техрука, успокоился Он знал—где помощник, там срыва не будет. Вот и сейчас т. Цукерблат подлез под машину, каждую гаечку проверил, дал указание Усаниной, как лучше установить мотор

...Давно ушли домой токари, слесари, только испытатель, работающий на стенде, не оставлял своего поста. Но что это? В одном из моторов послышался сильный стук, вместо правильной работы мотора—перебои. Находясь в другом цехе Батаруев услыхал дефект в работе мотора. Стенд окружили рабочие. Было 12 часов ночи. Через десяток минут слесарь Жаков уже разбирал мотор, заливщик Плюснин заливал подшипники. Узнав о дефекте, в мастерскую прибежал, забыв об отдыхе, и комбайнер Кабдулин. Он переливал и шабрил подшипники.

Сборка мотора шла успешно. Включили ток. Нет! Теперь мотор работал, как часовой механизм.

Прошло четыре дня. Это была только половина срока, в течение которого коллектив МТМ решил отремонтировать нужное количество автомашин, а обязательство уже было выполнено полностью.

Кроме хорошо подготовленных для фронта автомашин коллектив Больше-Гондыревской МТМ больше, чем на 30 процентов выполнил план осенне-зимнего ремонта тракторов. Шесть тракторов, хорошо отремонтированных, вышли из капитального ремонта. Коллектив также решил реставрировать и изготовлять вновь все недостающие запасные части на месте. Такие детали, как шестерни № 50, полуоси детали № 121 и другие, рабочие МТМ уже реставрируют в своей мастерской. Средние валики детали № 44, палец поворотного кулака также изготовляют на месте. И если теперь спросить у директора Больше-Гондыревской МТМ т. Батаруева, чья это заслуга, он скажет:

— Всего коллектива

Ф. БУТЧЕНКО.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Машиностроение; МТМ; Социалистическое соревнование; Стахановское движение; Больше-Гондыревская МТМ