Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Всеобщее военное обучение: Командиры учатся

Газета «Звезда» №3 от 04.01.1942
Автор статьи: П. Пономарев
Текст документа:

Командиры учатся

«Нашей воздушной разведкой сегодня в 16 часов 20 минут замечено передвижение небольших групп противника в районе села «Я», что в 35 километрах юго-восточнее города «М». Наш полк имеет задачу к исходу дня 28.12.41 года занять район обороны «К», «Б», перекресток железнодорожного шоссе, что в семи километрах южнее города «М».

Первому батальону с артдивизионном и конным взводом с 8.00 28.12.41 года выступить в направлении станции «Б», перекресток железной дороги и шоссе и удержать указанные об’екты до подхода главных сил полка.

Соседей справа и слева нет. Впереди в районе села «Н» действует разведка полка».

— Так гласил приказ.

Шелестят топографические карты, некоторые циркулем-измерителем определяют расстояние до отдельных пунктов, внимательно изучаются районы возможного появления противника, характер местности, район обороны. В комнате, куда собрались командиры рот всевобуча Сталинского об’единенного райвоенкомата гор. Молотова, светло и тепло, ничто не напоминает военной обстановки, но приказ отдан, надо найти его решение, все предусмотреть. Сегодня каждый командир роты, по условиям учения, командует батальоном, и мысли его не в светлом и уютном кабинете, а в районе заснеженных дорог, населенных пунктов, что обозначены на карте. В штабе он должен собрать командиров подразделения и поставить перед ними задачу, чтобы выполнить ее.

Сколько может быть решений задачи?

Столько, сколько командиров рот.

Ведь это не арифметическая задача, где ход действия заранее строго определен, здесь все зависит от смекалки, инициативы, от военного опыта.

И действительно решений было много. Старшему лейтенанту тов. Шапиро, проводившему занятия, приходилось выбирать наиболее правильные из них, попутно он пред’являл каждому командиру строгое требование: излагать свои мысли четким языком военного приказа.

В итоге принято решение, по которому: батальон выслал разведку в составе стрелкового взвода, пулеметного взвода и отделения военных разведчиков в 6.00. В 7.30 вдоль шоссе к селу «Ф» вышла головная походная застава в составе стрелкового и пулеметного взвода, конного и саперного отделений и одного орудия.

Ведущий занятия ставит дополнительные условия: Получено сообщение полковой разведки, что отдельные небольшие группы противника силой до отделения замечены в районе села «Л» в 16 километрах от города «М». Это обстоятельство смутило некоторых командиров. Они начали проявлять торопливость в решениях и были недалеки от ошибок, неизбежных в спешке. На это своевременно было обращено внимание.

По условиям приказа в 8.00 выступил эшелон, выслано боковое и тыловое охранение. Донесения «приходили» одно за другим. Стало известно, что полковая разведка вступила в бой со взводом «противника» в районе деревни «Н». До пункта обороны эшелону осталось еще около 4 километров, а полковая разведка пол давлением превосходящих сил «противника» начала отходить на северо-запад. Своя разведка достигла села «Ф» и организовала наблюдение. Она видит отходящих с боем людей. Нужно быстро принимать решения. Лица командиров становятся напряженней. Ответы становятся более четкими, действия решительны.

«Враг» стремится помешать движению эшелона: то появляются самолеты-разведчики, то начинается обстрел с бреющего полета.

«Противник» принимает все меры, чтобы остановить колонну и не допустить ее до района обороны, и это ему удалось бы, если бы батальоном командовал командир роты тов. Зубакин, который вместо того, чтобы во время налета рассредоточить эшелон, решил уложить всех в снег.

Еще более ошибочное решение принял командир роты тов. Кузнецов. Он, получив донесение о том, что правое боковое охранение лыжников было неожиданно обстреляно из села «Н» огнем автоматчиков, решил развернуть колонну к бою, не сообразив, что именно для этой цели автоматчики и «были засланы» далеко вперед.

Пока командиры рот принимали свои решения и «действовали» соответственно обстановке, политруки также столкнулись с практическими вопросами. То «становилось известным», что в первом взводе боец В. проявил малодушие и высказал свою неуверенность в успехе операции, то в дороге попался раненый без документов и сообщил, что он из полковой разведки. Во всех случаях нужно было реагировать быстро, решать вопросы по-партийному, учитывая обстановку.

Следует отметить, что некоторые политруки оказались не прочь пофилософствовать и усложнять решения вопросов вместо того, чтобы действовать в каждом случае гораздо проще.

Время перевалило за полночь, но никто не напоминает об этом. Пусть пока за картой, но занятие увлекло всех.

На-днях заскрипят лыжи, раздастся четкая команда и всевобучники Ленинского и Сталинского районов города Молотова выйдут в марш осуществлять выполнение этой задачи. Их поведут командиры, практически сталкивавшиеся с неожиданностями военной игры, которую решил провести Сталинский об’единенный райвоенкомат для того, чтобы каждый боец сумел применить свой опыт, свои знания в обстановке, приближенной к боевой.

П. ПОНОМАРЕВ.

Показать полный текст Распечатать текст статьи Рубрикатор: Всевобуч; Молотов; военное обучение; военная подготовка