Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Кочегар Некипелова

Газета «Звезда» №3 от 04.01.1942
Автор статьи: Вл. Бакшт
Текст документа:

Кочегар Некипелова

С Некипеловой мы встретились в депо. Она только-что вернулась из поездки и была в мужском ватнике, брюках, ушанке и валенках. В одной руке девушка держала клочок пакли, в другой—масленку.

— Что рассказывать?—удивилась она нашему вопросу.—Вы о машинистах пишите, они, ведь, водят поезда, а я работаю кочегаром. Наше дело небольшое. К делу отношусь честно. Стараюсь, чтобы машинист тов. Наумов был доволен. Ну, вот и все...

Но это было далеко не «все».

...Не так давно Пелагея Некипелова была стрелочницей. Она, казалось, любила свою профессию. За стрелками смотрела внимательно, чистила их аккуратно, содержала в порядке. И родители были довольны.

И вдруг ни с того, ни с сего, придя однажды домой, Пелагея коротко бросила родителям:

— Перехожу на паровоз.

Как-то само собой пришло это решение.

— Сначала кочегаром, потом помощником машиниста, а там... там видно будет,—говорила Пелагея. — Захочу и машинистом стану!

Не был доволен вначале только отец. Но Пелагея горячо возражала ему:

— Каждая работа тяжелая, если она не по душе. А сейчас время такое, что обязана я быть там, где больше пользы принесу.

В дело даже вмешалась мать.

— Оставь ты ее в покое,—говорила она.—Уж если решила Пелагея, то так, ведь, оно и будет. Характера ее, что ли, не знаешь? Твоя закваска.

Так Пелагея Некипелова, 20-летняя девушка, стала кочегаром. Было это незадолго до войны.

Машинист был доволен новым работником. Девушка с женской аккуратностью чистила части машины, вытирала фонари, держала в порядке сигнальное хозяйство, ловко подгребала в лоток уголь. Машинист не хвалил девушку вслух, но про себя думал: она еще себя покажет.

Это случилось очень скоро. 23 июня, на второй день отечественной войны, Пелагею вызвали к начальнику депо.

— Товарищ Некипелова,—обратился он к ней.—Вам придется поехать в длительную и очень ответственную командировку Будете работать на другой работе. Туда едет большая группа железнодорожников и вместе с ними—вы. Спустя некоторое время узнаете, что мы не зря вас послали. Если нет вопросов, готовьтесь к от’езду.

— Я хотела спросить, куда мы едем?

— Этого я пока не могу вам сказать.

— А надолго ли?

— Тоже не скажу.

— А едет ли кто-нибудь из наших девчат—тоже нельзя узнать?

— Отчего же, если интересуетесь,—улыбнулся начальник.—Могу сказать: из женщин едете вы одна...

Больше Пелагея ничего не спрашивала. Она поняла—ей доверили что-то большое и важное.

***

Это была одна из фронтовых дорог. Паровоз, на котором работала Некипелова, вел составы с танками, пулеметами, боеприпасами, горючим. В вагонах сидели военные. Пелагея быстро освоилась с напряжением прифронтовой жизни. Она почувствовала, что это даже сделало ее более энергичной.

Однажды, как всегда, воинский эшелон направлялся к линии фронта. Вдруг прямо над паровозом показался самолет с дьявольской свастикой. Машинист остановил состав.

— Укройтесь вон там за деревьями,—предложил он своей бригаде.

Но кочегар сошла с паровоза и никуда не уходила. Она стала наблюдать за стервятником. Было ли это легкомыслием? Нет. Пелагея знала, что в вагонах ценный груз, что там, возможно, остались люди и вдруг потребуется ее помощь.

Фашистский коршун сделал свое грязное дело. Груз ему, правда, не удалось повредить, зато были жертвы. Пелагея не пострадала, но взрывной волной фугасной бомбы ее отбросило в сторону.

Когда она пришла в себя, сразу же пошла к вагонам. Там были раненые.

— Давайте я буду вам помогать,—обратилась она к санитарам.—Вы не смотрите, что я кочегар. Я смогу.

Санитаров было мало, и помощи девушки все обрадовались. Пелагея поила раненых, укладывала их на носилки, поддерживала слабых, успокаивала их.

— Спасибо тебе, товарищ,—благодарили бойцы,—золотое у тебя сердце.

Это было первое «боевое крещение».

Через несколько дней произошло и второе. Длинный состав порожняка направлялся к станции П. для эвакуации оставшегося там оборудования. Над станцией кружились вражеские самолеты. Преследуемые зенитками, они никак не попадали в намеченные цели. Прибывшему поезду пришлось ждать. За это время в паровозе вышел весь пар и вода. Посмотрели в топку, а там полно огня.

— Надо тушить паровоз,—приказал машинист,—не то взорвется котел.

Стоя у раскаленной топки, Некипелова выгребала уголь. Было невыносимо жарко, горело лицо, из мокрой одежды шел теплый пар. Где-то близко разрывались бомбы. Но Пелагея, как бы не обращая на все это внимания, работала быстро и усердно. Она знала--надо скорее выбросить уголь, иначе быть беде.

Ее самоотверженность окупилась потом сторицей.

...Так работала Некипелова на фронтовой дороге. Так же трудится она и сейчас в тылу, вернувшись на свою родную станцию. Только лицо ее посерьезнело и посуровело.

— Много ненависти к фашистским зверям появилось у меня теперь, — говорит она.—Я видела, что творят немецкие мерзавцы. Они разрушают, насилуют, уничтожают. Хочется работать больше и больше, чтобы скорее прогнать их, проклятых, с нашей земли.

И она отдает работе все свои силы.

Недавно был такой случай. Поезд следовал на станцию Кизел. На одном из перегонов было замечено, что инжектора отказались подавать воду в котел. Дело серьезное, может сгореть паровоз. Надо было во что бы то ни стало быстро наполнить котел водой. Но как это сделать? Решили использовать водогон. Но когда кочегар взял водогон, то оказалось, что труба в одном месте, на середине, была разморожена, и поэтому струя воды хлынула не в котел, а на «волю».

— Заткните повреждение куском пакли,—предложил машинист.

Пелагея так и сделала. На секунду вода остановилась, но затем стала просачиваться сквозь пробку. Пелагея приложила к мокрому месту свою руку. Сперва руке было тепло, потом стало жарко и, наконец, ладонь стало невыносимо жечь. Пелагея начала менять руки, но вскоре обе они были уже ошпарены кипятком. Сколько это продолжалось? Может быть не так долго. Но кочегару казалось — прошла целая вечность. Тем не менее она это делала, пока было нужно, не считаясь с болью.

***

Ежедневно со станции Усольская в определенный час отходит поезд на станцию Кизел. Его ведет старый машинист Наумов. Кочегаром у него — стахановка Пелагея Некипелова. Мы спросили машиниста, доволен ли он своим кочегаром. И тов. Наумов коротко сказал:

— Писать о ней будете? Не разбаловать бы девушку. А вообще, это настоящий советский кочегар.

Вл. БАКШТ.

Ст. Усольская.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: железнодорожники; Железные дороги; Станция Усольская; Женский труд в годы войны; Подвиг героев; Герои войны