Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Картина, зовущая на бой: профессор Мамлок

Газета «Звезда» №151 от 28.06.1941
Автор статьи: М. Гуревич
Текст документа:

КАРТИНА, ЗОВУЩАЯ НА БОЙ

„ПРОФЕССОР МАМЛОК“

Мы с волнением смотрели этот замечательный фильм и, покидая кино, каждый уносил в своем сердце глубокую ненависть к озверелой своре германских фашистских бандитов. У каждого сжимались кулаки, и мы думали: придет час, кровожадная гадина получит расплату за все свои злодеяния. Сейчас, когда озверелые орды фашистов посягнули на наши священные земли, фильм «Профессор Мамлок» зовет нас на бой, на решительный бой до полного уничтожения Фашистской клики.

Картина рассказывает о первых днях, о первых кровавых шагах германского фашизма, о потоках народной крови, пролитой в эти дни. Как хищники, вырвавшиеся на свободу из зоологического сада, рыщут фашист по всей стране. Они уничтожают все, что создано многолетним трудом миллионов людей, они жгут на кострах книги лучших мыслителей человечества. Огнем и мечом пробивает себе Гитлер дорогу к власти. Всю страну он превращает в огромный концентрационный лагерь.

Каждый кадр этого фильма — ярчайший обличительный документ против всей этой банды озверелых солдафонов, потерявших человеческий облик, измазанных кровью своего собственного народа, испанских детей и стариков, чешских и польских рабочих, сербских хлеборобов.. Но каждый кадр картины говорит и о том, что есть другая Германия, Германия честных рабочих, Германия, ненавидящая всю эту гитлеровскую сволочь, Германия подполья, где зреют силы для последней, решительной битвы с фашизмом.

Придя к руководству Германией через тысячи трупов честнейших людей, звероподобные молодчики с фашистской свастикой, чтобы удержаться у власти, вытаскивают на свет омерзительную человеконенавистническую рассовую теорию. Они натравляют немцев на евреев и на народы других национальностей. Этой фашистской шовинистической демагогией они стараются отвлечь внимание немецкого народа от тех ужасов, которые творятся в стране. Они вдалбливают в головы еще малосознательных и темных людей мысль о том, что во всех бедствиях, которые обрушились на страну, в голоде, нищете, виновны евреи.

В этой картине фашизм встает перед зрителем во всей своей омерзительной наготе. Вот гитлеровские бандиты, именующие себя национал-социалистами, врываются в клинику профессора Мамлока. Профессор Мамлок не коммунист, он ученый, мечтавший прославить свою родину новыми открытиями в области медицины. Его выгоняют из клиники. «Чистокровные немцы не нуждаются в услугах еврея». В изорванном халате, на котором эти изверги написали черной краской «еврей», он, избитый, но с поднятой головой проходит по улицам города. Храбро сражаясь за свою страну под Верденом, он не знал, что придут люди со свастикой и скажут: ты враг, в твоих жилах течет другая кровь. Там, под Верденом, он не видел, что его кровь хуже крови других солдат Германии, Мамлок — это светило немецкой науки — олицетворение всей германской антифашистской интеллигенции, которую Гитлер заковал в тяжелые цепи, бросил за колючую проволоку концентрационных лагерей.

Но только ли с одними евреями так поступают фашисты? Нет. Вот митинг на бумажной фабрике. Выступает фашистский агитатор, который пытается свалить все бедствия немецкого народа на коммунистов. Они привели Германию к поражению в войне, к Версальскому миру.

— Только новая война приведет Германию к счастливой жизни, —кричит гитлеровский. молодчик, а возмущенные рабочие сбрасывают этого «агитатора». На трибуну поднимается старый беспартийный рабочий Фриц. Его речь спокойна и убедительна.

— Нам говорят, — что мы живем плохо, потому что проиграли войну. Но итальянцы выиграли войну, а я что-то не видел, чтобы итальянские рабочие жили лучше нас.

Фашисты не любят, когда им говорят правду в лицо. С револьверами и дубинками они набрасываются на Фрица и других рабочих. И льется кровь, кровь честных людей, истинных сынов Германии.

В картине блестяще показана деятельность коммунистического подполья в условиях неслыханного террора и преследований. Мужественно и самоотверженно борются коммунисты с черной фашистской чумой. Ни пытки, ни угрозы смерти не могут заставить этих людей изменить своему знамени, своей идее.

Фашистский застенок. Палачи из гестапо истязают коммунистов Эрнста и Рольфа Мамлок — сына профессора. Но оба они молчат, не выдают своих товарищей. Эрнста ставят к стене, фашистский бандит выпускает несколько пуль, которые ложатся вокруг головы коммуниста, но он все же молчит. И даже штурмовик Краузе, зверски избивавший заключенных, начинает смутно понимать, что делают фашисты его руками, руками таких же, как он. «Эрнст и Рольф— хорошие ребята», — говорит он работнице Ани в приступе раскаяния.

Под воздействием самоотверженной борьбы коммунистов антифашистами становятся даже те, кто раньше стоял вне партии. Вот хозяйка продуктовой лавки Вент, предоставившая свой дом под конспиративную квартиру коммунистов, в которой печатаются антифашистские листовки. Вот рабочий Фриц, помогающий Эрнсту, Рольфу и другим коммунистам бежать из фашистских застенков. Вот доктор Инге, состоявшая в национал-социалистской партии и узнавшая подлинное лицо фашистов, прячет убежавших из тюрьмы Эрнста и Рольфа. И, наконец, сам профессор Мамлок, считавший себя человеком науки, а не политики. — У меня в клинике, — повторяет он несколько раз,— есть только врачи и больные, больные и врачи. Он требует от сына порвать связь с коммунистами. Но вот фашисты показали свое звериное лицо, лицо бандитов, человеконенавистников, людоедов. И в сознании профессора происходит перелом. Он восхищается поведением Димитрова на Лейпцигском судилище, он гневно бросает в лицо вооруженным до зубов фашистским бандитам:

— Я люблю Германию, но не вашу Германию крови и пыток. Я люблю Германию Вирхова и Коха, Германию великих мыслителей, Германию труда. Стреляйте же в меня из ваших пулеметов, пока их у вас не отобрали.

Мамлок падает под пулями фашистских бандитов. Но живет эта Германия, о которой говорил он в своей последней речи. Живет Германия труда, Германия прогресса. И не она виновна в том, что сейчас фашистские главари ввергли немецкий народ в кровопролитную войну против первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян. Мы знаем, что эта Германия труда и прогресса поможет нашей Красной Армии раздавить навсегда фашистскую гадину.

М. ГУРЕВИЧ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Культура и досуг; Кинематограф; Еврейский народ; Германия