Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Стаффорд Криппс о Советском Союзе

Газета «Звезда» №175 от 25.07.1942
Текст документа:

Стаффорд Криппс о Советском Союзе

В полученном в Москве номере лондонской газеты «Дейли мейл» от 7 марта 1042 г. опубликован следующий текст интервью, данного членом британского воен­ного кабинета, бывшим послом Великобритании в СССР сэром Стаффордом Крипсом американ­скому журналу «Лайф».

«Когда меня Попросили написать статью для журнала «Лайф», пи­шет Крипс, я, естественно, осве­домился, что хочет от меня его редактор, помимо туманных и общих замечаний о России.

После этого редактор прислал мне ряд вопросов, которые, по его мнению, представляют интерес для читателей н на которые он хотел бы получить от меня от­вет. .Что я и намерен сделать. Если вопросы поставлены непра­вильно, то это не моя вина. Одна­ко, если данные ответы не явля­ются исчерпывающими, то за это я несу полную ответственность

1. Каким образом война отрази­лась лично на Сталине?

В течение продолжительною времени Сталин ожидал, что Росии придется бороться против агрессии ее западных и восточных соседей, и в течение нескольких лет он подготовлял Советский Со­юз к обороне.

Сам он никогда не имел агрес­сивных намерений, хотя понимал необходимость сильных стратеги­ческих границ. Он всегда надеял­ся на то, что его оставят в покое для продолжения мирного разви­тия его собственной страны.

После начала войны положение Сталина в его стране стало неиз­меримо прочнее, и он доказал, что он является таким большим чело­веком, каким его всегда считали многие люди.

2. Руководит ли войной лично Сталин?

Все важнейшие решения при­нимает он. Несмотря на то, что он имеет много способных помощников, он несет основную ответственность за все принятые решения.

3. Является ли перевод русской промышленности на восток по мере продвижения немцев решающим фактором в успехах русских?

Этот вопрос имеет две стороны —перевод промышленности из угрожаемых районов на восток имеет преимущество для русских н невыгоден для немцев.

Прежде всего перевод промыш­ленности на восток является частью провозглашенной политики лишать противника всего, что мо­жет быть ему полезным. Однако, одновременно это мероприятие было рассчитано на то, чтобы спасти для русских часть промышленности, которая в против­ном случае была бы потеряна

Это мероприятие было проведено успешно в обоих отноше­ниях и явилось весьма ценным для обеспечения успеха русских.

4. В каком отношении Россия стала сильнее и в каком слабее, чем она была до войны?

Единственные возросшие слабо­сти России неразрывно связаны с потерей людей и территория.

Сейчас в России людские ресурсы сократились в результате потерь на фронте и вследствие того обстоятельства, что значи­тельное количество гражданских лиц было уведено в Германию иногда под видом военнопленных в нарушение всех международ­ных соглашений. В результате того, что обширные районы все еще оккупированы немцами, у России сократились возможности для производства продовольствия и добычи сырья.

С другой стороны, в России с начала войны имеются крупные достижения. Количество обучен­ных н полностью снаряженных солдат стало значительно больше, выпуск продукции предприятия­ми, а также добыча в горно-руд­ной промышленности и произво­дительность крестьянских хо­зяйств в неоккупиронанных рай­онах весьма значительно увели­чились.

Изобретены новые орудия вой­ны, а в конструкцию самолетов и танков внесены улучшения. Но прежде всего русские на своем горьком опыте научились методам борьбы с моторизированными силами немцев. Русские - это первый народ, показавший свою способ­ность отражать тактику молние­носной войны даже в тех случаях, когда они имели меньшее число машин и людей, что неоднократно происходило на 2000 мильном фронте.

5. Будет ли Россия наступать так же успешно, как обороняться?

Это во многих отношениях дол­жно зависеть от характера наступательных действий, которые бу­дут предприняты. Коммуникации в России развиты не столь хоро­шо, как в Германии, поэтому рус­ским будет не так легко быстро сконцентрировать и перебросить свои войска.

6. Не поясните ли вы свое заяв­ление о том, что в июне этого го­да русские армии будут в два раза сильнее, чем они были в начале войны?

Причина этого заключается в том, что Россия была, застигнута врасплох вероломным нападением своего недавнего друга. У нее не было ни времени, ни нужды зара­нее мобилизовать свои огромные человеческие ресурсы.

В стране таких размеров, как Россия, необходимо много вре­мени для проведения полной мо­билизации и сосредоточения все­го нужного снаряжения, особенно когда происходят ожесточенные бои и непрерывно осуществляется широкое отступление. Однако с самого первого дня войны на­чалось неуклонное проведение мо­билизации. Именно введение в бой первых вновь созданных ар­мий перетянуло чашу весов про­тив Германии.

Теперь эти новые армии будут вступать в строй из месяца в ме­сяц, и несмотря на понесенные потери, они обеспечат достаточ­ное количество войск на передо­вой линии.

С моей точки зрения, к июню у России будет, по крайней мере, в два раза больше солдат, чем их было, когда началась война.

7. Что вы думаете о политике русских выдвигать на командные должности молодых офицеров?

Эта политика является частью здорового реализма советской точки зрении. Русские заняты тем, чтобы выиграть войну, и все, что способствует этому, ими используется.

Если люди не справляются со своей работой, то их отстраняют, а другие занимают их места. Со­ветское правительство в течение нескольких лет обучало своих офицеров в военных школах, и сейчас эта молодежь показала, что она оправдала труды по ее обучению.

8. Как далеко намерена Россия послать свои армий в Европу?

План Сталина—полностью и окончательно разбить нацистов. И русские армии войдут в Европу на такое расстояние, на какое это будет необходимо для осущест­вления этой задачи.

По моему мнению, не может быть и речи, чтобы русские остановились на полпути с тем, что­бы пойти на компромисс, или по какой-либо иной причине, до тех пор, пока Германия не будет пол­ностью разбита.

Я считаю, что основной целью будет Берлин, поскольку он является нервным центром Герман­ской агрессии и силы. Именно в нем державы оси будут оконча­тельно разбиты.

9. Рассчитывают ли русские разбить немцев без англо-американской помощи?

Я полагаю, что советской пра­вительство уверено в том, что в конечном итоге русские разобьют немцев, даже если им придется бороться один-на-один. Однако в этом случае потребовалось бы больше времени для того, чтобы кончить войну.

Несомненно, что русские не рассчитывают сделать это без на­шей помощи, поскольку они ожи­дают, что их союзники помогут в их борьбе.

Обе наши страны уже кое-что сделали в области оказания мате­риальной помощи, и я надеюсь, что мы не только будем про­должать то, что мы уже делаем, но и будем оказывать все боль­шую и большую помощь.

Английские танки и самолеты уже сыграли свою, хотя пока и небольшую, роль в боях с немца­ми на русской земле.

Существует, однако, другая сторона вопроса, имеющая боль­шое значение.

Я полагаю, что советское прави­тельство хотело бы, чтобы войска его союзников вступили в Герма­нию одновременно с его собствен­ными войсками и приняли бы участие в поражении германских армий и в оккупации германской территории.

Это—мудрая точка зрения, и мы должны подготовиться к тому моменту, который может насту­пить скорее, чем многие из нас, повидимому, считают.

В конечном итоге мы не можем ограничить наше сотрудничество одним только снабжением мате­риалами; мы должны предпринять совместные действия с тем, что­бы заслужить решающий голос в организации Европы.

10. Какие постоянные террито­риальные границы Россия намерена установить для себя?

По этому вопросу я должен го­ворить с большой осторожностью и высказать самое близкое к истине мнение, которое я спосо­бен дать.

Я не говорю, исходя из каких-либо сведении, о том, какие имен­но требования выдвинуло совет­ское правительство.

После прошлой войны и рус­ской революции, за которой по­следовала попытка держав побе­дительниц уничтожить большеви­стское правительство и вернуть к власти «белое» русское прави­тельство, территория России была значительно урезана.

То, что считалось безопасным в руках царского правительства, было найдено небезопасным оставлять в руках его преемника.

Финляндия стала свободной страной. Из балтийских государств были созданы три не­больших независимых страны - Эстония, Латвия и Литва. Поль­ша, воссозданная как королевство, боролась с Россией и расширила свои границы за счет последней, а Бессарабия перешла к Румы­нии.

Все эти изменения не только сокращали размеры Советского Союза, но были откровенно рас­считаны на то, чтобы ослабить его в стратегическом отношении.

Страх перед большевизмом при­нял практические формы меро­приятий по уменьшению мощи советской России.

Впоследствии, в первый период происходящей мировой войны, советское правительство пыталось восстановить в стратегическом отношении свои границы на западе против Германии. С точки зрения будущего мира можно только приветствовать, что это было проделано до германского нападения ибо это расширение границ дало возможность совет­скому правительству отступить, не потеряв таких жизненно важных центров, как Москва и Ленин­град.

Для защиты Ленинграда совер­шенно необходимо, чтобы русские контролировали Финский залив и балтийское побережье. Необходимо также, чтобы в непосредственной близости к жизненным цент­рам советской промышленности не было мелких государств, кото­рые могут быть использованы враждебными державами в каче­стве базы для нападения.

Это означает, что, исходя из стратегической необходимости су­ществующего положения, совет­ское правительство должно пре­тендовать на те границы, которые оно защищало от нападения Германии,—границы июня 1911 г.

Возможно, имеется одно исклю­чение, а именно: когда началась война между Россией и Герма­нией, русско-польская граница несомненно носила временный ха­рактер, и ее окончательное очер­тание будет разработано, а я рад это сказать, двумя ставшими те­перь дружественными государствами—Польшей и СССР.

Советское правительетво не намерено, а в этом я убежден, тре­бовать чего-либо большего в области территориальных приобретений.

11. Каковы военные и мирные цели России?

Что касается территориальных целей, то я уже изложил свою точку зрения. Военные цели России точно такие же, как и военные цели Англии и Соединенных илатов, а именно—окончательное уничтожение агрессии и избавле­ние мира от повторения событий прошлых двух десятилетий.

Её мирные цели - перестройка Европы и мира на такой основе, которая даст возможность советскому правительству продолжать в мирных условиях развитие страны.

В этой связи русские считают необходимым применить опреде­ленную меру наказания к тем, кто несет ответственность за жестокости происходящей войны, чтобы показать миру, что цивилизация не потерпит подобного по­ведения.

Другими словами, я считаю, что русская концепция послевоен­ного мира может быть изложена в следующих словах: СССР стремится к тому, чтобы мир во всем мире обеспечивался сильными Соединенными Штатами, СССР и Великобританией. Русские весьма реально оценивают будущее и не считают, что один либеральный идеализм обеспечит покой в мире, в котором потребуется много лет чтобы сгладить горечи войны, и в котором что-либо похоже на всеобщее разоружение не может иметь места.

12. Установят ли русские ком­мунизм на оккупированных ими территориях?

Если под этим вопросом подра­зумевается временная оккупация без намерения оставить за собой эти территории, то ответ должен быть отрицательным. Те террито­рии, которые русские сочтут не­обходимым оккупировать в целях своей собственной безопасности, будут включены в состав Союза Советских Социалистических Рес­публик как автономные республи­ки в рамках Союза.

12. Какую экономическую систе­му русские предусматривают для Германии?

Советское правительство всегда проводит различие между германским народом и нацистами. Оно полно решимости уничтожить на­цистов и все их творения, но оно не хочет уничтожать, или вмешиваться в жизнь немцев при условии ,что они согласны в будущем придерживаться рамок своей страны.

Русские поэтому не попытают­ся нанизать немцам какую-либо особую экономическую систему при условии, что они отрекутся от Гитлера и его национал-социа­лизма, который является ничем иным, как ширмой для проведе­ния агрессии и захвата чужих территорий.

14. В каких размерах русские все еще придерживаются идеи мировой революции?

Если в экономической системе произойдут глубокие сдвиги, то, несомненно, русские, как и мно­гие другие люди будут ожидать что эти сдвиги осуществятся ре­волюционными методами. Однако это отнюдь не означает, что они захотят использовать свое поли­тическое влияние с тем, чтобы начать революцию в других стра­нах. Факты говорят как раз об обратном.

Об этом я могу говорить с пол­ной уверенностью, ибо мне было заявлено непосредственно самим Сталиным и недавно неоднократ­но и открыто заявлялось советским правительством, что русские не хотят вмешиваться во вну­тренние дела других государств. Они хотят проводить политику, основанную на принципе—Живи и жить давай другим. Оми намере­ны с помощью достижений своей системы убедить других в ее ценности и желательности её принятия.

Я хотел бы особенно подчеркнуть этот вопрос, ибо Гитлер и его агенты всегда пытаются использовать страх перед так называемой «большевизацией» Европы с тем, чтобы ослабить союз меж­ду его противниками.

15. Имеет ли Сталин точное представление об Англии и Аме­рике?

На этот вопрос крайне трудно ответить, ибо я полагаю, что мое представление об Англии и Аме­рике, возможно, весьма отличает­ся от представления некоторых американцев и англичан!

По моему мнению, Сталин убеж­ден в решимости Черчилля и президента Рузвельта сделать все, что в их силах, для пораже­ния нацистов.

Он знает, что мы хотим оказать помощь, но он, возможно, но совсем уверен в том, как далеко мы готовы пойти в этом направле­нии. Он точно также не совсем уверен в том, каково будет наше отношение к России после окон­чания войны и после того, как начнется реорганизация Европы.

Я считаю крайне необходимым для будущего цивилизации без промедления выяснить отношения между тремя странами.

16. Изменила ли война идеи русских?

Если под этим подразумевается вопрос о том, отказались ли рус­ские от своих идей о лучшей фор­ме организации страны, то ответ, несомненно, будет отрицательным, на самом деле, война показала, что русские являются единствен­ным народом в Европе, который смог успешно отразить тактику молниеносной войны Гитлера.

17. Продолжает ли Россия счи­тать, что против нее восстано­влен весь мир?

Позиция советского правитель­ства в прошлом обусловливалась поведением других стран по от­ношению к СССР.

Отражение внешней враждебно­сти, основанной на страхе перед «большевизмом», заставляло Рос­сию вполне правильно полагать, что она находится в одиночестве среди враждебного окружения. Будущее еще не совсем ясно, и хотя русские стремятся сотруд­ничать в послевоенной рекон­струкции, они еще не уверены в позиции других стран в этом во­просе.

18. Опасаются ли советские во­жди коалиции союзников, которая будет направлена против СССР после поражения Германии?

Было бы преувеличением по­лагать, что в СССР существуют какие-либо опасения поэтому по­воду, но необходимо понять, что вся прошлая история внешних отношений России не может быть сразу забыта. Поэтому советское правительство, как к уже заяв­лял, стремится узнать, каково бу­дет действительное положение после войны.

19. Почему русские не подпу­скают близко к себе союзников, и особенно военных наблюдате­лей?

Форма, в которой поставлен вопрос, излишне подчеркнута. От­сутствие тесного сотрудничества, поскольку это до сих пор имело место, является всего лишь ча­стью неуверенности в будущем.

Однако дружественные отношения быстро развиваются, и я убежден, что наши народы питают друг к другу прекрасные чувства.

20. Какого рода партнером бу­дет Россия на мирной конференции?

Это будет зависеть от степени, в которой мы сможем достигнуть, твердого взаимопонимания, со­трудничества и дружбы с Советским Союзом до того, как мы встретимся за круглым столом конференции. Но я считаю совер­шенно необходимым не откладывать до последнего момента обсу­ждение наших точек зрения на мир, чтобы не принимать поспеш­ных решений.

Будущее всего мира, иля по крайней мере нашего поколения, будет зависеть от решений, при­нятых на мирной конференции.

Несомненно будет вполне оп­равданным предпринять все воз­можное для обеспечения наилучших решений, которые могут быть достигнуты.

Это делает необходимым пред­варительное обсуждение всех основных вопросов странами, которые будут больше других заинтересованы в сохранении мира после войны,—Соединенными Шта­тами, СССР, Великобританией и Китаем.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Стаффорд Криппс; Газета «Дейли мейл»; Журнал «Лайф»