Выступление тов. Литвинова и лорда Галифакса в Нью-Йорке
НЬЮ-ЙОРК, 17 марта. (ТАСС). 16 марта тов. Литвинов выступил с речью в «Экономическом клубе Нью-Йорка» на приеме, на котором выступили также английский посол лорд Галифакс, китайский посол Ху Ши и др.
Рузвельт обратился к участникам этого приема с посланием, в котором приветствует «выдающихся представителей объединенных стран, связанных между собою клятвой обеспечения победы справедливости над силами зла, стремящимися к установлению мирового господства».
Тов. Литвинов указал, что целью его выступления является освещение того вклада, который вносит Советский Союз в общее дело. Тов. Литвинов заявил, что своей борьбой против гитлеровских армий в течение 9 месяцев Красная Армия лишила Гитлера возможности предпринять какие-либо значительные военные операции где-либо в другом месте. Красная Армия уничтожила легенду о непобедимости гитлеровской армии, нанесла ей колоссальные потери людьми и техникой, подорвала моральное состояние германской армии и тыла.
«Мы отогнали гитлеровские армии не так далеко, — заявил тов. Литвинов, — но совершенно очевидно, что если бы наши силы можно было увеличить или же, — а этого еще легче достичь — если германские силы могут быть расколоты, либо ослаблены на советско-германском фронте путем отвлечения их в другое место, то было бы возможным отогнать их еше дальше назад, до германской границы, до Берлина и дальше него. Чем дальше германская армия будет отогнана, тем больше в ней будет деморализации, тем больше будет брожения в ее рядах и тем сильнее будет недовольство внутри Германии, тем большая активность будет проявлена населением оккупированных стран, ненавидящим Гитлера, населением, которое только и ждет сигнала для решающих действий. А единственный сигнал, который оно признает, это—серьезный разгром германской армии».
Говоря о совместной борьбе свободолюбивых народов против гитлеризма, тов. Литвинов предостерег от увлечения общими заявлениями о том, что «в конце-концов победим, так как добро неизбежно торжествует над злом». «Мне кажется, — продолжал тов. Литвинов, — что впервые появились на горизонте практические пути обеспечения победы над Гитлером, являющимся основной пружиной держав оси. Нельзя отрицать ту истину, что практические пути к победе связаны с риском. Но разве Гитлер не обязан своим значительным успехов в высшей степени рискованной попытке в Норвегии? Не исключено, что проводя политику ожидания, не предпринимая ничего и упуская одну возможность за другой, мы подвергаемся еще большему риску. Между тем, действия. связанные с риском, имеют во всяком случае некоторые шансы на успех, в то время как бездействие, которое также связано с риском, практически никогда не приводило к успехам».
«Мы склонны думать, — сказал в заключение тов. Литвинов, — что каждый новый год войны дает дополнительные шансы на победу. Мы призываем время стать нашим союзником. Но мне кажется, что время является коварным союзником, который готов сражаться на любой стороне. Для стран, борющихся с гитлеризмом, конечно, было бы весьма выгодно проводить выжидательную политику, пока будут созданы резервы и вооружения в больших размерах, чем это может сделать противник, если бы он поклялся бездействовать в течение этого времени. Но именно этого он и не допустит, он извлечет выгоды из своих нынешних успехов для дальнейшего продвижения с целью оккупации новых пунктов, обеспечивающих захват дополнительных источников сырья для порабощения еще больших миллионов людей, для приобретения, а это может случиться, новых союзников. Эти преимущества могут более чем уравновесить любое превосходство вооружения, какое антигитлеровские страны могли бы создать в период такого рода одностороннего перемирия».
Английский посол лорд Галифакс в своей речи, в частности, заявил: «В истории человечества никогда не было такого стихийно возникшего союза, как объединенные страны, обязавшиеся сотрудничать в качестве истинных товарищей во имя одного общего дела — разгрома и уничтожения тирании. Географические факторы будут определять участок каждой из стран в общем деле». Остановившись на роли Китая, лорд Галифакс заявил: «Мир далеко не сразу осознал, что борьба Китая является частью общего дела сопротивления беззаконию и агрессии. Мир находится в долгу перед Китаем, благодаря тому мужеству, с которым он выполнял эту гигантскую задачу».
«За последние девять месяцев, — продолжал английский посол, — на фронте протяжением в несколько тысяч миль Россия приняла на себя всю силу удара германской армии. Доблестью своей организованной армии, действиями своих храбрых отрядов, оперирующих в германском тылу, героизмом русских летчиков и изумительным хладнокровием гражданского населения советская Россия показала всем нам великолепный пример».
Лорд Галифакс заявил далее, что союзники не намерены ограничиваться оборонительной стратегией, «которая никогда не может обеспечить полного разгрома Гитлера и его сообщников». Весной и летом потребуется много мужества и выдержки. «Мы много потеряли и можем потерять еще больше». Тем не менее, сказал в заключение Галифакс, противник уже почти достиг предела своей военной и промышленной мощи, в то время как объединенные страны обладают огромными военными и промышленными резервами, а также многочисленными союзниками, в том числе в лице народов всех оккупированных и порабощенных стран. Мы никогда не должны забывать, что выиграв войну, мы должны выиграть мир.
Китайский посол Ху Ши в своем выступлении подчеркнул, что успешное героическое сопротивление советских армий и всего советского народа радикальным образом изменило характер войны в Европе.