Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

«Щорс». В театре имени С.М. Кирова

Газета «Звезда» №67 от 20.03.1942
Автор статьи: С. Гинц
Текст документа:

„ЩОРС”

В театре имени С. М. Кирова

Бывает так, что пьеса, страдающая большими недостатками, оживает на сцене благодаря удачной постановке, благодаря режиссерским находкам и хорошей актерской игре. Бывает так, что драматургически слабое произведение пользуется успехом, потому что тема его близка зрителю, животрепещуща, задевает его за живое, и зритель забывает о недостатках. Зритель не обращает внимания на эти недостатки, увлеченный общей идеей, темой и ассоциациями, которые пьеса вызывает в нем применительно к его сегодняшним интересам и чувствованиям. Именно это и произошло с очередной постановкой театра имени С.М. Кирова.

Возобновленная в Молотове после большого перерыва опера Г. Фарди «Щорс» прошла с большим успехом. Но надо сразу же сказать, что успехом своим спектакль обязан, главным образом, не музыке оперы, не ее либретто, а ее теме и постановке театра.

Опера была написана молодым советским композитором в 1938 году. Музыкальная ткань ее к возобновлению на сцене в Молотове претерпела, как и литературная, и сценическая редакция, значительные изменения. Но основные недостатки оперы сохранились. Это — ее схематичность, слабая мелодичность, трудность вокальных партий для исполнения из-за их сухости, злоупотребление духовыми и ударными инструментами в оркестровой партии. Эти общие недостатки затмевают, к сожалению, ряд бесспорно удачных мест оперы, к которым надо отнести арию Щорса во 2-й картине — «Я был у Ленина в Кремле, сам Ленин говорил со мной», балладу его в 4-й картине, песню-арию Матули в 3-ей картине, отдельные кусочки в партии Боженко, песню кобзаря.

Либретто оперы показывает одну из славных страниц истории борьбы советского народа за сохранение молодой, только что созданной Советской Республики. оно посвящено замечательному герою борьбы против германских империалистов-оккупантов, пытавшихся в 1918 году захватить в свои руки Украину, создателю и руководителю партизанских отрядов, организатору первого на Украине полка Красной Армии, легендарно храброму и доблестному Николаю Александровичу Щорсу. Либретто и музыка оперы не дают законченной характеристики самого Щорса. Даются лишь отдельные штрихи его характеристики, намечаются отдельные образы, типы (Матуля, Боженко, Беспалый и др.), но не развиваются. Опера заканчивается традиционным дивертисментом, изображающим ликование народа по случаю освобождения одного из украинских сел. При этом картина ликования, расширенная композитором до больших размеров, отрывается от общей ткани либретто.

Театр многое сделал для того, чтобы сгладить недостатки оперы и, использовав благодарную тему ее и ее отдельные удачи, создать крепкий патриотический спектакль.

Это и удалось театру. Постановщик Л.В. Баратов сделал энергичный, с большой режиссерской выдумкой, нарастающий по настроению спектакль. Художник Натан Альтман создал скупые, но выразительные, запоминающиеся декорации. Дирижер С. В. Ельцин, старательно преодолевавший недостатки партитуры, хорошо вел весь спектакль. Танцы, поставленные в свое время В. И. Вайноненом и возобновленные М. М. Михайловым — бодры, жизнерадостны, ярки и, как всегда в балете Кировского театра, интересны и безупречно исполнялись.

Трудная задача стояла перед певцами спектакля, но ряд их с честью справился с ней. Г. М. Нэлеппу удалось на том материале, с каким он имел дело, создать впечатляющий образ пламенного Щорса, и сценический, и музыкальный. Хорошо и сильно звучит его голос благородного, приятного тембра. Внушителен Боженко в исполнении И. П. Яшугина. Запоминается Б.М. Фрейдков в партии немецкого майора. А. Ф. Маньковская очень выразительно поет свою песню-арию в 3-ей картине. Симпатично поет Н. Г. Гришанов песни кобзаря.

Все же центр тяжести успеха спектакля в его постановке. Нарастание общего подъема, все усиливающегося к концу спектакля, вполне удалось постановщику. И совершенно естественными были аплодисменты зрителей, не раз прерывавшие спектакль. Ибо зритель видел перед собой того же немецкого зверя-оккупанта, с каким сейчас сражается вся наша страна. Ибо зрелище оккупантской «деятельности» вызывает то чувство омерзения и священной ненависти, которые совершенно естественно обращаются к сегодняшним дням против сегодняшнего нашего злейшего врага. В этом сила спектакля.

С. Гинц.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Театр им. С.М. Кирова