Бракоделов больше нет
Возвратившись поздно с поля, колхозники делились своими радостями, рассказывали об спешном выполнении дневных заданий, и вдруг председатель колхоза т. Кастьянов, перебив колхозников, говорит:
— Сегодня три члена нашей артели грубо нарушили устав, плохо землю обработали, плохо заборонили, в один след, а бригадиру сказали, что в два следа. Это..
— Говори, кто бракодел? Председатель бросил гневный взгляд в сторону сидевших у окна трех: колхозников Головы присутствующих моментально повернулись туда. Александр Казанцев, В. Чопуштанов и С. Медведев низко опустили головы.
— Позор!—сказал пахарь-стахановец М. Чазов. И это слово прозвучало, как суровый приговор над бракоделами, а утром было вывешено постановление правления колхоза. С нарушителей агротехники было снято по 5 трудодней с каждого.
* * *
Бригада 3 Лихачева сеяла овес. Семена густо ложились в свежевспаханное поле. Бригадир внимательно следил за работой. На одном участке, где прошли бороновальщики, семена оказались плохо заделанными.
— Степан,—крикнул бригадир. —Иди сюда. Степан Селезнев поспешил к бригадиру.
— Кто тебя учил тате заделывать семена?—спросил он Селезнева.
Смущенный бороновальщик начал было оправдываться.
— Лошади молодые. Рвутся в сторону...—Больше бороновальщик ничего не сказал, да и то, что он сказал, было неубедительно. Ведь дальше, в середине поля, этими же лошадьми Селезнев и второй бороновальщик Гашков хорошо обработали почву.
У пахарей дело шло лучше всех. До обеда еще оставался час, а они вспахали по 0,30 га — больше половины нормы, а М. Чазов вспахал 0,40 га. Прошел еще один день. Рядом с выпиской из протокола правления колхоза о штрафе, налагаемом на трех бороновальщиков за нарушение агротехники, появился список стахановцев, которым за выполнение и перевыполнение заданий начислены трудодни в двойном размере. Первой стояла фамилия пахаря М. Чазова, который при норме 0,50 га ежедневно вспахивал 0,70—0,75 га. Ему начислено по 3,5—4 трудодни за день. Всем 11 пахарям трудодни начислены в двойном размере.
Лучшими сеяльщиками оказались П. Сальников и А. Майданов. Слова «позор» теперь уже не слышно среди колхозников. Поняв свою ошибку, бороновальщики, нарушившие агротехнику, также искупили свою вину стахановской работой.
Колхоз «Красное знамя», Чернушинского района, нынче сеет дружно, высококачественно. Бракоделов больше нет.
Б. ФЕДОРОВ