Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

ТЕАТР „ПЕТР КРЫМОВ"

Газета «Звезда» №220 от 16.09.1942
Автор статьи: С. Гинц
Текст документа:

ТЕАТР „ПЕТР КРЫМОВ"

Не очень просто поставить эту пьесу, которая, наряду с ее достоинствами, обладает и известными недостатками. Она хорошо начинается, эта пьеса, тема которой—сильные, энергичные, целеустремленные люди побеждают. Хорошо потому, что в обрисовку характеров основных ее действующих лиц автор К. Финн вложил много искренности, наделил своих героев—Петра Крымова и его жену Ольгу, старика-рабочего «дядю Степана»—настоящими человеческими качествами. Они вызывают большой интерес и симпатии к себе у зрителя своими цельными натурами, своими волевыми качествами, которые сочетаются в них со всякими другими человеческими свойствами, чертами и черточками характеров, хорошей живой речью. Пьеса подкупает своей убежденностью в правоте Крымовых, в том, что на их стороне правда и победа в жизни.

Но в пьесе много схематичности, главным образом, во второй ее половине. Затратив почти все средства художественной изобразительности на трех героев, которые уже упомянуты. Финн поверхностно, неубедительно нарисовал образы других действующих. Вот засхематизированный деревянный директор эвакуированного завода Киричек, неожиданно, поспешно и непонятно раскаивающийся в конце пьесы в своем неверном руководстве, в своем неправильном поведении; вот похожий на засахаренную схему парторг завода Смелов; вот мать Ольги Александра Антоновна с узкими взглядами на существо происходящего, и т. д.

По всему этому театру нужно многое преодолеть, чтобы добиться успеха. Премьера «Петр Крымов» в Молотовском драматическом театре показала, что поставлена пьеса С. П. Пронским со всей тщательностью, присущей театру, что режиссерски она хорошо разработана, что зяачительное большинство актеров успешно справилось со своими ролями.

Вот в чем, коротко, содержание пьесы. Началась война. Отец Ольги и брат ее ушли в ополчение и в армию. Ольга также уезжает на фронт медсестрой. Петр Крымов, начальник кузнечного цеха завода, не идет на фронт, он остается на заводе, как велит ему партия, страна. Александра Антоновна не понимает этого, не любит, презирает Крымова. Ольга почти так же относится к нему, хоть в глубине души очень любит его. Ольга уезжает. Завод эвакуируется. На новом месте Петр Крымов с великолепной энергией, напором, умением зажигать и вести за собой людей работает над восстановлением завода, несмотря на противодействие чересчур осторожничающего, чересчур педантичного, бюрократического директора завода. Несмотря на ряд неудач. воля, настойчивость, энергия, любовь к родине Крымова побеждают, наряду с этим после встречи с раненной Ольгой, привезенной в тыловой госпиталь, после того, как дальше Ольга понимает, что Крымов в тылу делал то же большое дело, что бойцы на фронте, уже по-новому встречаются муж и жена Крымовы. Встречаются, чтобы расстаться до конца войны, до победы, так как выздоровевшая Ольга снова уезжает на фронт.

У Финна много наблюдательности, он хорошо чувствует язык. Умело и убедительно обрисован характер Крымова, прямого, резкого, не терпящего фальши, не терпящего рассиропливания и мягкотелости в работе, а в то же время чуткого, доброго, мягкого человека. Все эти качества хорошо схватил и выразил Г. В. Городецкий, у которого получился живой и привлекательный образ Крымова. Т. Л. Леонтьеве отлично показала Ольгу с ее несколько жестким характером, но глубоко чувствующую, любящую свою родину женщину, которая через это чувство любви к родине; через понимание того, какое большое дело делают Крымовы, приходит и к укреплению и новому утверждению любви своей к мужу. Очень ярко, трогательно играет роль старика-кадровика рабочего «дяди Степана» Б. Е. Знаменский. Наблюдательный, чуткий хактер раскрыл трогательность привязанности такого старика к своему родному заводу, готовность идти на любые испытания и трудности ради победы родины его любовь к ней, его настоящие искренние чувства.

Не нашли способов преодоления схематичности образов директора в парторга Г А. Ланлфильд и Е. А. Павлов. Впадая в какой-то полумистический тон и обильный пафос, сыграла роль Александры Антоновны Е К. Корнилова.

С ощущением неровности исполнения, непреодоленных в достаточной мере недостатков пьесы и все же с бодрым настроением и хорошим в целом впечатлением уходишь с этого спектакля.

С. ГИНЦ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Театр