Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО

Газета «Звезда» №145 от 13.07.1943
Текст документа:

ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО

Письма с фронта

Каждое из них могло бы послужить материалом для большого литературного произведения. В скупо изложенных, порой, фактах раскрываются благороднейшие черты русских воинов — беззаветная храбрость, готовность жертвовать собой для родины, несгибаемая воля к победе. В этих письмах с фронта, адресованных в редакцию, много подкупающей непосредственности и живости описания событий. И ни тени уныния. От них веет бодростью, здоровым оптимизмом, жизнеутверждающей силой. Так могут мыслить, чувствовать и писать люди, глубоко убежденные в правоте дела, за которое они борются.

...Герой Советского Союза С. И. Завьялов до войны был скромным зоотехником в селе Сайгатке, Фокинского района, Молотовской области. От родных лесов и полноводных рек Приуралья он ушел на огневые рубежи отстаивать независимость своей страны.

«Я попал па фронт, — пишет он,—в момент ожесточенных боев за овладение важным стратегическим пунктом. И здесь, испытывая все трудности боевой походной жизни, я острее почувствовал ненависть к врагу, который нарушил наш мирный труд, и появилась у меня какая-то особая суровая и нежная любовь к милой и родной советской земле. Защищая ее, я не знал страха в бою. В азарте битвы рождались находчивость и изобретательность. Однажды, когда мой боевой друг- пулемет вышел из строя, я схватил автомат и в упор стал расстреливать подступавших фашистов. Было досадно (именно досадно, а не больно), что струившаяся из ран кровь попадала на руки, размазывалась по металлу и это мешало работать. Все-таки отправил к праотцам 62 немецких солдат и офицеров. Только шестая рана в ногу заставила меня покинуть поле сражения.

Молотовцы не роняют славы седого Урала, они верны своей клятве биться за отчизну до последнего дыхания, до последней капли крови.

Вот что пишет младший лейтенант Н. Скопец.

«В районе одного населенного пункта, отбитого накануне у немцев, лейтенанты-молотовцы Николай Стремоусов, Аркадий Яблоков с красноармейцами Георгием Веленевым и Борисом Габовым вели артиллерийское наблюдение. В это время, стремясь вернуть населенный пункт, противник предпринял сильную контратаку. Первый удар врага встретили и отразили артиллеристы-наблюдатели. Они открыли по немцам огонь из немецкой же пушки, брошенной фашистами при отступлении. Огнем орудия были подбиты два танка и уничтожено до роты пехоты противника. Смелые действия наблюдателей немедленно поддержали бойцы подразделения командира Дмитрия Ляхнова, бывшего слесаря-стахановца одного из Молотовских заводов. Подпустив контратакующую группу немцев на 30—40 метров, бойцы открыли залповый огонь. Оставив на поле боя более 70 убитых, немцы отступили. Геройски вел себя в этом бою питомец молотовского комсомола Тимофей Поляков. С помощью ручного пулемета он один отразил атаку гитлеровцев, уничтожив при этом до 30 вражеских солдат».

Незримыми, но крепчайшими узами связан фронт с тылом. Как много тепла и искренней товарищеской благодарности в письмах фронтовиков, обращенных к стахановцам молотовских заводов!

«В самый разгар наступательных боев, сообщает командир Лебедей, наш дивизион получил прекрасные боевые машины с надписью на щитах: «Подарок бойцам от комсомольцев и молодежи Молотовской области». Этот подарок был вручен лучшим молодым командирам орудий и боевым расчетам. Мастера меткого огня Королев, Демкин и Зыков от души благодарят вас, дорогие друзья, за грозное оружие, с помощью которого они без промаха разят проклятых фрицев.

Шлем вам, родные, свой горячий боевой привет и желаем новых успехов на трудовом фронте».

Связь Красной Армий с народом — неиссякаемый источник ее силы и могущества Поддерживаемая любовью и заботами всех трудящихся, Красная Армия стойко защищает революционные завоевания и наносит сокрушительные удары фашистским полчищам.

«Мы прошли с боями сотни километров, — пишут Молотовцам из гвардейской дивизии командиры Анашкин и Елизаров.—За боевые успехи свыше 600 бойцов и командиров нашей дивизии награждены орденами и медалями. Ожесточенные схватки за села, хутора и станицы останутся в памяти каждого из нас на долгие и долгие годы, ибо с каждой станицей и селом у нас связаны воспоминания о доблести и отваге самых близких друзей и соратников. Вместе о тем в нашей памяти всегда живут те, кто повседневно заботится о нас—наши славные земляки уральцы.

Мы ходатайствуем о присвоении нам звания «Уральской гвардейской дивизии» и будем гордиться этим, высоким званием, как символом победы и нерушимого единства фронта и тыла. Будем множить боевые традиции уральцев и на передовой линии фронта, и в цехах заводов. Будем еще сильнее крушить и гнать подлую гитлеровскую нечисть».

Каждое письмо с фронта, адресованное в редакцию, эта страница волнующей повести о мужестве и бесстрашии, о ненависти и любви.

Вот короткие, но полные глубокого содержания, отрывки писем фронтовиков Бондарева и Лукьянова.

...«Часть капитана Зенкова за два с половиной месяца прошла с боями около 500 километров. Враг чувствовал сокрушающий огонь этой артиллерийской части. Румыны, итальянцы и немецкие части, в том числе хваленая дивизия СС-овцев, прибывшая из Франции, долго будут помнить бои за населенные пункты Д., К. И С., где часть капитана Зенкова уничтожила несметное количество фашистских солдат и захватила много вражеской техники».

Перед каждым боем Капитан Зенков напоминал красноармейцам простую истину, которую он после личного обобщения опыта войны с немецкими захватчиками сформулировал следующими словами: «Как бы ни было трудно— никогда не сдавайся. Перед железной силой воли русского воина немецкие нервы не выдержат, немецкие нервы лопнут, немцы отступят».

Во втором своем письме, озаглавленном «Так дерутся уральцы», И. Скопец приводит несколько ярких эпизодов из фронтовой жизни лейтенанта Василия Горлова. Письмо заканчивается фразой:

«И еще раз хочется вспомнить слова комиссара из рассказа К. Симонова «Смелость — это лучшая защита от смерти. На фактах доказано, что в одинаковых обстоятельствах храбрые реже гибнут, чем трусы».

...Когда-нибудь певец славы русского оружия сложит гимн в честь безвестных героев, познавших величайшую человеческую мудрость — презрение к смерти. Перед ними, легендарными, светлыми витязями, будет в восхищении преклоняться весь мир, и освобожденные от фашистского ига народы будут вспоминать о своих освободителях с чувством глубокой благодарности.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Письма на фронт