Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Победа будет за нами

Газета «Звезда» №88 от 14.04.1942
Текст документа:

М. И. КАЛИНИН

ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ

Советско-германская война продолжается уже десятый месяц. Начиная эту войну, гитлеровская клика надеялась на легкую победу. Наглая самоуверенность немецких фашистов была столь велика, что они еще до войны считали советские земли и заводы как бы в своем кармане, а советское население видели покорно работающим под кнутом немецких насильников. А теперь, волнуясь, переживая лихорадку трусости, захлебываясь, Гитлер истерически кричит, повторяя слова Тредьяковского, — передо мной обло, озорно, стаглавно, стозевно чудище большое. Гитлер и его клика теперь сами сознаются, что они просчитались, неправильно оценили силы СССР.

Советский Союз, его армия оказались значительно сильнее, чем это оценивали немецкий генеральный штаб и многие зарубежные специалисты. Красная Армия нанесла немецко-фашистским войскам уже много жестоких ударов. Но все это только цветочки, ягодки еще будут впереди. Враг будет разгромлен, победа будет за нами. Порукой этому служит весь ход нашей борьбы с германским фашизмом, реальное соотношение сил, сложившееся к сегодняшнему дню.

Один из основных элементов, обеспечивающих победу, — моральное состояние войск. Моральное состояние нашей армии высокое, оно растет с каждым днем войны. Этот рост имеет под собой глубокую питательную почву — все больше сознание народом фашистской опасности. Советский народ все глубже осмысливает факт войны, всё яснее понимает, что агрессоры стремятся накинуть на него петлю рабства. Народ, поднявшийся на борьбу за свою независимость, честь и свободу, делается страшным для врага. Нашему бойцу, командиру, политработнику цель войны ясна, как солнечный день. Своей возвышенностью и благородством она захватывает полностью бойца и не может не захватывать. Родина в опасности, над матерями, женами, над детьми издеваются разбойники с большой дороги — какой же честный человек в таких условиях останется спокойным созерцателем творимых злодеяний! И поэтому наш красноармеец идет на борьбу с полным сознанием, что нет другого пути как истребить врага. Здесь человек подымается до высокого самосознания, что защита родины есть высшая честь, выпавшая на его долю, что, погибая при защите родины, он делается бессмертен на столетия, что героические дела становятся образцом для многих поколений. Героев отечественной войны народ славит в песнях, как верных сынов родины. Жизнь таких людей измеряется значением, величием совершенных ими подвигов.

Красная Армия ведет войну справедливую, освободительную, войну за свободу и независимость отечества. У Красной Армии, говорится в приказе товарища Сталина, "есть своя благородная и возвышенная цель войны, вдохновляющая ее на подвиги". В этом - сила Красной Армии. Слабость немецко-фашистской армии состоит прежде всего в том, что у немецкого солдата нет этой возвышенной и благородной цели войны, что его заставляют воевать за ограбление и угнетение других народов.

Как бы ни был развращен зловонным гитлеризмом германский народ, он не может заглушить в себе сознание того очевидного факта, что он творит разбойничье дело, а разбой, произвол, насилие могут увлекать людей только при их относительно легкой возможности и безнаказанности. Чем труднее становится совершать разбойные действия, чем вероятнее и ближе возможность возмездия, тем сильнее деморализуются ряды организованной банды, падает ее боеспособность. Солдаты германской армии в огромном большинстве жаждут окончания войны. Гитлеровская военная машина держится в значительной степени фашистской муштрой, страхом солдат перед офицерами, боязнью расправы в тылу со своей семьей за отказ воевать.

Нет сомнения, что с увеличением трудностей, дальнейшим усилением натиска Красной Армии, недовольство немецких солдат, среднего и низшего командного состава, в особенности из резервистов, их протест, их стремление вырваться из затеянной фашистами кровавой авантюры будет все усиливаться.

Моральное состояние немецких войск находится на таком низком уровне, что оно не поддается никакому сравнению с моральным состоянием Красной Армии. Каково же положение с другими элементами, обеспечивающими победу.

Раньше мы могли знать размеры германского вооружения лишь теоретически, преимущественно из литературных статей специалистов, ставивших очень высоко боевую мощь фашистской армии. В последние годы о силе немецкой армии и ее технике судили на основании победных войн, которые провела фашистская Германия в Европе. Теперь, борясь с немецко-фашистскими войсками уже десятый месяц, наше командование несомненно знает лучше, чем кто-либо другой сильные и слабые стороны фашистской армии. Ее сильные стороны — насыщенность техникой, в особенности авиацией, танками, плотность огня. Немцы умеют хорошо разрекламировать свои положительные стороны. Но мы, исходя из большого опыта, накопленного нашими войсками в войне с немцами, можем предельно правильно и трезво оценить силы и способности фашистской армии.

Теперь германская авиация не господствует в воздухе. Конечно, немцы могут еще на тот или иной участок бросить и бросают значительное число самолетов. Но германское командование теперь все чаще вынуждено прибегать к этим мерам в целях защиты своих частей или рубежей от натиска наших войск. Это — уже вынужденное действие, продиктованное нашим командованием, причем оно кончается огромными потерями немцев в авиации. Каждый день боев снова и снова подтверждает, что качество нашей авиации, в особенности ее кадры, выше германской.

Соотношение в танках постепенно уравнивается с двух сторон. Во-первых, наша авиация и артиллерия весьма эффективно уничтожают немецкие танки, и наша пехота неплохо приспособилась к борьбе с ними. Наши пехотинцы теперь уже знают, что немецкие танки ни с какой стороны не представляют собой несокрушимой силы, что с ними можно бороться, их можно бить, — и бьют их. Во-вторых, наш танковый парк значительно подтянулся по численности, а качество наших танков, по общему признанию, значительно выше фашистских.

Одним из основных факторов, решающих исход вооруженной борьбы, являются, как указывает товарищ Сталин, организаторские способности начальствующего состава армии. Но неисчислимые провалы планов германского командования в ходе войны против СССР достаточно убедительно говорят о том, что организаторских способностей немецкого генералитета ни в коем случае нельзя переоценивать. Миф о плановости, планомерности и предвидении, будто бы отличающих все действия германского командования, — миф этот, созданный гитлеровской кликой, окончательно развеян ударами Красной Армии.

Стоит напомнить хотя бы о том, что германское командование своевременно не подготовило для своей армии зимнего обмундирования, что несомненно обошлось фашистским войскам в 200 - 300 тысяч замерзшими, не считая обмороженных.

У германского фашизма достаточное количество слабых сторон, которые предопределяют, по существу говоря, его неумолимое поражение. Одна из главных слабостей фашистского режима состоит в его неспособности к производительному труду. Страны, побежденные немцами, и страны, находящиеся в «союзе» с Германией, разорены до последней степени. Об этом свидетельствует и тот факт, что, несмотря на страшный террор, фашисты во всей Европе и в самой Германии не могли собрать теплой одежды для своей армии.

Фашисты воображают, что пушки им доставят все, что под жерлами пушек им со всего мира потекут необходимые продукты. До сих пор им отчасти удавался этот грабеж, но теперь на захваченных ими землях грабить уже стало некого и нечего. Европа очищена, как липка. Гитлер, со свойственной ему безответственностью, заявлял, что Украина под «организационным гением» немцев будет кормить всю Европу. А сейчас он же говорит, что в этом году Украина хлеба дать не может. Нет тракторов и машин, а если бы они и были, то нет горючего, а если бы и было горючее, то нет рабочей силы. А мы прибавим — нет скота, нет семян, нет птицы, все это разграблено, «организовано» фашистской грабармией. Повсюду — как-бы прошла саранча.

Гитлер усиленно рекламировал «весеннее наступление». Но в последней речи он говорил уже, что будет наступать летом, а не весной. Для немецкой армии к весне выросли новые затруднения. Гитлеровцы уже не получат яиц, кур, масла. На Украине, в Белоруссии для них не будет и хлеба. Хочет того фашистское правительство или нет, но все это в значительной степени надо будет везти для армии из Германии. Наше крестьянство относится к оккупантам с лютой ненавистью, да и взять у него стало нечего. Словом, продолжая войну, немцы, помимо пушек, должны готовить многое из того, что раньше они доставали грабежом на месте. Эти затруднения с продовольственным снабжением будут для германской армии не меньше зимних бедствий.

Все это вместе взятое дает основание сделать вывод, что боеспособность немецко-фашистских войск теперь ниже, чем прежде, и с ходом времени, под ударами Красной Армии будет все больше уменьшаться. Немецкие пополнения уже не столь устойчивы, как кадровые войска, и даже кадровый солдат теперь сдается в плен легче, чем раньше. Фашистская армия прошла свой зенит, она находится сейчас на ущербе. И от нашей силы, доблести Красной Армии будет зависеть, сколько времени потребуется для окончательного развала гитлеровской военной машины. А силами мы располагаем достаточными. Их даже больше, чем мы иногда думаем.

Одно из больших слагаемых нашей мощи — это колхозная система ведения сельского хозяйства. Производительные силы колхозного строя — огромны. Возьмите освобожденные от фашистов районы. Сколько лет в частнокапиталистических условиях понадобилось бы на восстановление там хозяйства! Тысячи крестьян никогда бы не поднялись, навсегда потеряли бы свое хозяйство, а кулаки использовали бы затруднительное положение бедноты и середняков и скупили их землю. Неизбежно появилась бы, масса нищих и бездомников. Огромное количество земли оставалось бы незасеянным. Государственную помощь, если бы она и была, использовали бы кулаки. А что мы видим сейчас?

Советское государство, его местные органы идут с большой помощью колхозу, то есть всем. Многие колхозы других областей посылают инвентарь, семена, скот, одежду колхозам, пострадавшим от немецких оккупантов. Колхоз колхозу скорее и больше поможет, чем один человек другому. Города, фабрики заводы также идут навстречу колхозам. Наконец, колхозу легче при всех условиях восстановить и снова наладить хозяйство. Уход по мобилизации мужской силы не сказывается столь сильно на работе колхоза, во всяком случае меньше сказывается чем это могло быть при индивидуальном хозяйстве. Жена, дети, оставаясь в колхозе, найдут себе достаточное обеспечение, будут избавлены от нищеты. Наше сельское хозяйство остается высокопроизводительным.

В ноябре Гитлер на весь мир прихвастнул, что немецкая разведка знает точно, что делается у вас в армии и в нашем тылу. А теперь германские военные специалисты воют о том, что они не знали, не предвидели, что русскими создана военная промышленность на Урале и за Уралом. Слона-то и не приметили! Товарищ Сталин, как-бы предвидя сегодняшний день, считал необходимым создать для защиты страны металлургическую базу на Востоке. И задолго до войны она была создана. Товарищ Сталин неослабно заботился о ее развитии. Теперь каждому понятна суть этой предусмотрительности, благодаря которой мы создали важнейший элемент нашей сегодняшней мощи.

Германское командование все «рассчитало» при своем коварном нападении на СССР. Одно только упустило из виду - встречное действие нашего руководства. Немцы предполагали в захваченных городах на наших машинах и станках руками наших рабочих изготовлять для себя боеприпасы. Не вышло это. Германские офицеры жаловались, что в Гомеле иголки нельзя найти, все вывезено. В Киеве немцы надеялись захватить большие трофеи, а потом разочарованно сообщили, что даже для освещения штаба приходится доставлять электростанцию из Германии. Мы эвакуировали все оборудование, в том числе и оборудование городской электростанции. Она сейчас работает там, где изготовляются вооружение и боеприпасы для Красной Армии. Нами проведена гигантская работа по эвакуации. В настоящий момент мы хорошо видим, что это одно из важных слагаемых нашей силы.

Гитлер ставил себе целью, опираясь на Ростов, до зимы овладеть Донбассом, захватить Москву и Ленинград и на этом думал победоносно закончить войну. Это был грубый просчет немецкого командования. Во-первых, даже на этом война бы не закончилась, она продолжалась бы с не меньшим, чем сегодня, ожесточением, А затем, и это главное, у немецких фашистов оказалась тонка кишка для достижения столь большой цели. Германский агрессор надорвался. И как бы Гитлер ни кричал о своей силе, она надорвана при попытке поднять непосильную для него тяжесть. Болезнь по определению опытных врачей, неизлечима. Ленинграда Гитлер не захватил, под Москвой потерпел сокрушительное поражение, Донбасс постепенно освобождается. Горняки приступают к работе. Она трудна, ибо фашистские варвары — мастера по разрушению: они основательно поработали, чтобы разрушить наши шахты. Но не впервые советским людям восстанавливать разрушенное; скорее, чем думают враги, Донбасс будет давать уголь стране для полного поражения врага. Это тоже плюс к слагаемому нашей силы.

Товарищ Сталин в приказе поставил такие задачи: «Необходимо, чтобы все новые и новые войсковые части шли на фронт ковать победу над озверелым врагом. Необходимо, чтобы наша промышленность, особенно военная промышленность, работала с удвоенной энергией. Необходимо, чтобы с каждым днем фронт получал все больше и больше танков, самолетов, орудий, минометов, пулеметов, винтовок, автоматов, боеприпасов». Эти требования Народного Комиссара Обороны обеспечиваются материальными ресурсами, имеющимися в нашей стране. Эти требования могут быть выполнены и должны быть выполнены.

Во главе нас партия Ленина-Сталина, коммунистическая партия большевиков, которая духовно обогащает народ, воодушевляет его на великие дела. Своих лучших сынов она посылает в армию бойцами для священной борьбы со злейшим врагом человечества, с фашизмом.

Народ воодушевляет наших бойцов в жесткой войне с фашистами. Он помогает нашей доблестной Красной Армии наносит удары, и Красная Армия, ведя войну, добьется окончательного поражения немецких захватчиков. Победа будет за нами!

(«Известия», 11 апреля).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Пропаганда