Международный обзор
(С 22 по 28 августа)
22 августа в столице Бразилии Рио де-Жанейро была опубликована официальная декларация бразильского правительства об объявлении войны Германии и Италии. Наглые нарушения гитлеровцами всех законов международного права, выразившиеся в неоднократных нападениях германских и итальянских подводных лодок на суда нейтральной Бразилии, вынудили бразильское правительство взяться за оружие для защиты своей безопасности, объединить свои силы с силами всех демократических держав для уничтожения гитлеризма и восстановления международной законности и порядка.
Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки, по плошали (8,5 млн. кв клм.) большая, чем США (без Аляски) или Китай (без Монголии и Тибета). Население Бразилии составляет около 45 млн человек. Бразилия аграрная страна, располагающая гигантскими резервами продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В силу своего географического расположения на побережье Атлантического океана, в наибольшей близости к Старому свету, Бразилия приобретает большое стратегическое значение.
Таким образом, уже 11 латиноамериканских республик объявили войну Германии и Италии (Мексика, Куба. Доминиканская республика, Гаити, Панама, Гватемала, Гондурас, Никарагуа и другие), 8 латино-американских стран (в частности Венецуэла, Боливия, Перу, Уругвай) порвали с ними все экономические и дипломатические отношения. Решение объявить войну Германии и Италии бразильское правительство вынесло после консультации с 12-ю другими латино-американскими республиками.
Грызня и драка внутри гитлеровского блока приобретает с каждым днем все более острые формы. Особенно наглядно это можно проследить на примере румыно-венгерских отношений. Давний спор между Венгрией и Румынией по поводу Северной Трансильвании не только не улаживается, но, напротив, все больше обостряется. Румынская печать и радио усиливают неистовую кампанию против Венгрии. Последняя, в свою очередь, не остается в долгу перед Румынией. Венгерская газета «Мадьяр уйшаг» пишет, что румыны сейчас «стремятся уничтожить Венгрию». Румынское радио в ответ заявляет: «Венгры растерзали Трансильванию. Они хотят растерзать всю Румынию».
Вот перед нами передача румынской радиостанции «Великая Румыния», посвященная захвату венграми Трансильвании: «Бесчеловечные звери, — кричит в эфир диктор румынской радиостанции,— набросились на нашу страну. Господь бог, прогони их. Спаси нас от тех, кто топчет нас ногами. Дай нам увидеть гибели, наших врагов. Их преступления подготовляют и их неминуемую гибель. Близится великий день. Выше головы, братья румыны!
Поток румынских беженцев из Северной Трансильвании, спасающихся от венгерского хозяйничанья, беспрерывно растет. Вооруженные силы обоих гитлеровских союзников стоят на границах, готовые вот-вот вцепиться друг другу в горло. Пограничные столкновения происходят ежедневно. Иностранная печать сообщала недавно, что заместитель румынского премьер-министра Михаил Антонеску заявил в интимном кругу, что «напряженность отношений между Венгрией и Румынией еще больше возросла». Радиостанция «Великая Румыния» передавала на-днях, что настало время румынскому правительству принять меры против венгров. Правительство Бухареста должно покончить с разговорами и перейти к действиям».
В последнее время румыно-венгерские противоречия обострились и в связи с обсуждением на страницах печати проблемы Дуная. Не будучи пока в состоянии практически пересмотреть вопрос о Трансильвании, Румыния начала новую антивенгерскую кампанию, имеющую своей целью доказать, что эксплоатация Дуная должна осуществляться только Румынией и Германией. Заинтересованность Венгрии в судоходстве на Дунае Румыния отрицает.
Гитлеровская Германия разжигает румыно-венгерские противоречия, используя в своих интересах взаимную грызню своих вассалов. У румын Гитлер поддерживает надежду на пересмотр венского арбитража и возвращение ей Северной Трансильвании, венгров же заверяет в том, что Трансильвания навсегда останется венгерской. Но за эти обещания Гитлер требует посылки сегодня все новых и новых контангентов румынского и венгерского пушечного мяса на советско-германский фронт. Когда же в Румынии или в Венгрии обнаруживаются колебания и стремление уменьшить свой налог кровью на Восточном фронте, Гитлер немедленно прибегает в угрозам пересмотреть вопрос о Трансильвании в пользу противной стороны.
* * *
Банда гитлеровских насильников, встречая все более жестокий отпор на юге России, все же продолжает остервенело рваться вперед, прекрасно отдавая, себе отчет в том, что сейчас на карту поставлена судьба гитлеровского режима. Геббельс опубликовал в еженедельнике «Дас рейх» новую статью, озаглавленную весьма многозначительно: «Если мы не побелим сейчас, мы не победим никогда». Эта статья уже дважды передавалась германскими радиостанциями. Смысл статьи ясен — подстегнуть гитлеровскую армию, истекающую кровью на советско-германском фронте, заставить ее усилить напор и, хотя бы из последних сил, но все же прорваться дальше на юг.
Вместо с тем гитлеровская пропаганда готовит немцев к тому, что предстоит пережить еще одну военную зиму в России и что до конца войны далеко. Эту новую «зимнюю пропагандистскую кампанию» начал в разгаре лета все тот же Геббельс. Вслед за ним, как по команде, эту же мысль на все лады начали твердить немецкие и итальянские газеты и радио.
25 августа в Берлине по радио выступил с обзором положения на советско-германском фронте генерал-лейтенант гитлеровской армии Дитмар. Он признал, что «у Ржева разгорелись бои невиданной силы, тяжелые, упорные, кровопролитные». Однако Дитмар, конечно, не осмелился рассказать немцам правду о том, как развиваются эти бои. Но то о чем, по понятным причинам, «стыдливо» умолчал Дитмар, мир узнал из специального сообщения Совинформбюро, которое вызвало исключительный интерес во всем мире и широко комментируется всей иностранной прессой.
И не случайно фашистский генерал Дитмар довольно меланхолически замечает в конце своего военного обзора, что «может быть, будут моменты, когда чаши весов, на которых взвешиваются судьбы народов, еще заколеблются».
Г. КОНСТАНТИНОВСКИЙ.