К постановке балета “Гаянэ” в театре им. С.М. Кирова
9 декабря театр оперы и балета им. С. М. Кирова показывает свой второй юбилейный спектакль в ознаменование XXV годовщины Октября—балет лауреата Сталинской премии, заслуженного деятеля искусств, орден А. И. Хачатуряна «Гаянэ» (либретто К. Н. Державина). Тема балета — патриотизм и героизм советских людей в условиях великой отечественной
войны с фашизмом. Новый балет показывает события, происходящие в одном из колхозов советской Армении, мирная созидательная жизнь которого перестраивается на защиту родины, для нужд фронта, для дела победы. Центральный образ нового балета—патриотка Гаянэ, мягкая женственная натура, находящая, однако, в себе силы и волю к борьбе, когда родной колхоз оказывается в опасности, причем участником готовящегося преступления выступает ее муж Гико.
Образы всех героев «Гаянэ» взяты из нашей действительности. Это—армяне-колхозники, горные пастухи-курды и т. д. Но тем самым «Гаянэ» не превращается в специфический «национальный» спектакль. Наоборот, показывая дружбу народов нашей страны, “Гаянэ” ярко подчеркивает беззаветную преданность родине всего многонационального советского народа. И основной руководящей идеей нового балета является идея высокого патриотического чувства, свободолюбия, героизма и морального единства советских людей.
В равной мере музыка Хачатуряна не замыкается в узкие «национальные» рамки. В ней много от песенного и танцевального фольклора армянского народа. Но вместе с тем она полна общечеловеческих чувств и переживаний. Широко пользуясь красочной армянской мелодией и ритмическим своеобразием художественной армянской национальной формы, Хачатурян сумел вместе с тем создать произведение больших русских масштабов. Яркие и острые ритмы музыки
С. М. Кирова открывают исключительные танцевальные возможности.
«Гаянэ»—это, так сказать классический балет на национальном материале. И театр стремится органически сочетать в нем национальный колорит танца и движений с общечеловеческой выразительностью. Классический танец слит в «Гаянэ» с ярко характерной народной пляской построенной на армянском фонклоре (Шолохо, Узундара и т.д.) Танцевальные эпизоды переплетаются с пантомимно-игровыми сценами высокой драматической выразительности.
В спектакле «Гаянэ» заняты ведущие мастера театра. Заглавную роль Гаянэ исполняют лауреат Сталинской премии, засл арт., орден. Н. М. Дудинская, засл. арт., орден Т. М. Вечеслова и арт. А. Я. Шелест, ее брата Армена—засл. арт., орден. К. М. Сергеев и орден. С. С. Каплан, ее мужа Гико—засл. арт., орден Б. В. Шавров, арт. М. М. Михайлов и Д. Ф. Кузнецов, молодой армянской девушки Нунэ—засл арт., орден. Т. М. Вечеслова и Ф. И. Балабина и арт. О. М Берг, колхозника Карена—засл. арт., орден. Н. А. Зубковский, орден, В. В. Фидлер и арт. А. И. Пушкин, курдской девушки Айша —Н. А. Анисимова, А. Н. Благова. И. М. Стуколкина, командира воинской части Казакова—М. М. Михайлов и К. Е. Гнутый. В других ролях заняты—засл, арт., орден. В. И. Пономарев и И. А. Солянников, засл. арт. Е. Э. Бибер и Г. И. Большакова, арт. П. М. Бакланов и др.
Спектакль ставит балетмейстер Н. А. Анисимова. Оформляет художник Натан Альтман. Дирижер спектакля П. Э. фельдт.
Работе над балетом «Гаянэ» наш театр придает исключительное значение, как первому опыту полноценного отражения средствами хореографического искусства героини наших дней.
Е. РАДИН— директор театра оперы и балета им. Кирова.