Наверстать упущенное в подготовке механизаторских кадров!
Приближается весенний сев — начало сельскохозяйственных работ. Колхозники и колхозницы, работники МТС и совхозов отдают себе отчет в том, насколько ответственны задачи, стоящие перед сельским хозяйством в нынешнем — 1943 году. Они прилагают все силы к тому, чтобы лучше использовать богатые производственные возможности, дать больше продовольствия Красной Армии и населению, намного увеличить сырьевую базу для промышленности.
В условиях отечественной войны с немецкими оккупантами значительно возрастает роль машин в сельском хозяйстве. Необходимо сделать так, чтобы тракторы и комбайны в этом году были использованы наиболее эффективно, на полную мощность, разумеется, машины надо вовремя и высококачественно отремонтировать, привести в полную готовность. Но это еще далеко те все. Важно, кто машинами будет управлять, так как успех любого дела решают люди, кадры.
Известно, что значительная часть квалифицированных работников МТС и совхозов ушла на фронт. Значит, для того, чтобы весной и летом нынешнего года производительно использовать тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, надо полностью обеспечить МТС и совхозы хорошо обученными кадрами трактористов, комбайнеров, машинистов, механиков и бригадиров тракторных бригад. Это одна из важнейших задач партийных и советских организаций, директоров и начальников политотделов МТС и совхозов. И там, где этому делу уделяют должное внимание, там есть и результаты.
Ординская МТС, например, должна была вновь подготовить 90 трактористов, а подготовлено уже 148 человек и 30 бригадиров тракторных бригад, вместо 25 по плану. Каждый тракторист за время учебы получил здесь не только теоретические знания, но и практические навыки управления машиной, научился водить ее и самостоятельно ремонтировать трактор в полевых условиях.
Серьезно, по-большевистски подошли к делу подготовки механизаторских кадров и руководители Ашапского МТС. Как и в Ординской МТС здесь теоретическая учеба трактористов умело сочетается с приобретением практических навыков, для чего специально было выделено два трактора. Курсы обеспечены наглядными пособиями, учебниками, тетрадями. Занятиями руководят опытные преподаватели.
Однако, таких примеров умелой, правильной организации подготовки механизаторских кадров имеется очень немного. В целом по области обучение механизаторских кадров при МТС и школах механизации идет неудовлетворительно.
Исполком областного Совета Депутатов трудящихся и обком партии своим постановлением от 11 января 1943 годя, обязали секретарей райкомов ВКП(б), секретарей райкомов ВЛКСМ, начальников политотделов МТС лично проверять работу курсов и школ механизации, оказывать им повседневную помощь. Между тем, факты говорят о том, что в ряде мест это большое дело было отдано на откуп второстепенным лицам. В Насадской МТС почти до последнего времени курсами трактористов заведывал... технический секретарь директора. И неудивительно, что здесь до сих пор курсы полностью не укомплектованы. Учеба ведется рывками, беспланово. Курсанты не обеспечены как следует ни наглядными пособиями, ни учебниками, ни тетрадями. На курсах отсутствует элементарная трудовая дисциплина.
В прошлом году Насадская МТС провалила план тракторных работ. Спрашивается, как же думают директор МТС т. Крапоткин и начальник политотдела тов. Тетюев работать нынче? Ведь никто не позволит им срывать задания государства в этом году.
Примеров несерьезного, безответственного отношения к подготовке кадров можно привести немало.
У нас имеется пять межрайонных школ — Зюкайская, П.-Ильинская, Юсьвинская, Суксунская и Очерская, которые готовят механиков, комбайнеров, бригадиров тракторных бригад. Но некоторые из них до настоящего дня не укомплектованы. В Очерской школе механизации из 125 механиков, как предусмотрено планом, обучается только 41. Некоторые МТС под разными предлогами сорвали комплектование школ. Шабуничевская, Карагайская, Кишертская и ряд других МТС не послали, например, на курсы механиков ни одного человека. На 30 человек не укомплектованы в Очерской школе и курсы бригадиров тракторных бригад.
Нельзя далее терпеть такое отношение к важнейшему государственному делу. Все школы, а также курсы трактористов при МТС необходимо укомплектовать в ближайшие дни, создав для новичков особые дополнительные группы. Это дело вполне возможное, тем более, что у колхозников и колхозниц имеется огромное желание овладеть техникой.
В прошлом году в подготовке механизаторских кадров допускался вредный отрыв теории от практики. Выли случаи, когда новичок впервые видел машину в движении только накануне выезда в поле. И при первых же неполадках терялся, не мог разобраться во взаимодействии отдельных частей. Первые дни полевых работ молодые трактористы тратили на то, чтобы приобрести элементарные навыки управления машиной, допускали простои, поломки трактора и пережоги горючего. Однако, в ряде мест и нынче эти печальные, уроки не учтены. Но есть еще время не допустить повторения этих ошибок. Надо дело поставить так, чтобы курсанты практически изучили машину, научились водить ее, как это делается, например, в Ашапской и Ординской МТС.
Тесная связь теории с практикой — первейшее условие успеха учебы. И там, где забывают об этом, допускают большую ошибку. Разве можно считать нормальным, что в Карагайской МТС трактористка Александра Терещенко, окончившая недавно теоретический курс учебы на хорошо, при проверке на практике, не сумела самостоятельно управлять трактором.
Сейчас в области проходит проверка готовности МТС к весенне-полевым работам. Задача проверочных комиссий — обратить особое внимание на качество подготовки кадров, на умение молодых трактористов практически владеть машиной.
Наряду с вооружением трактористов практическими производственными навыками, необходимо широко организовать среди них массово-политическую работу. Она должна воспитывать в трактористах чувство ответственности за доверенное им дело, сознание его огромной важности для оказания помощи стране и фронту.
XI пленум обкома партии потребовал от партийных и советских организаций, политотделов, МТС «безусловного выполнения плана подготовки механизаторских кадров по каждой МТС». Пленум предложил «обратить особое внимание на политическое их воспитание и практическое обучение, научив их в совершенстве владеть транспортом и производить самостоятельно необходимый полевой ремонт машин». II это требование должно быть выполнено безоговорочно.
Успех предстоящего весеннего сева, как и всех других полевых работ, будут решать кадры. Боевая задача всех партийных и советских организаций, политотделов МТС и совхозов, всех работников сельского хозяйства — на отлично подготовить эти кадры.