„ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ“
М. В. Коваль о своей опере
Как сообщалось уже, театр им. Кирова, готовит к 25-летию Октября постановку новой оперы Мариана Коваля «Емельян Пугачев». Два последних месяца прошли в напряженной творческой работе композитора вместе с театром над окончательной отделкой оперы. Работа закончена.
В связи с этим наш сотрудник беседовал с М. Ковалем, который рассказал о возникновении оперы, о работе над ней.
— Впервые я прочел поэму В. В. Каменского «Емельян Пугачев» в 1934 году. Она очень заинтересовала меня своей красочностью, музыкальностью стихов, и тогда же я написал несколько музыкальных отрывков на темы этой поэмы. Затем с большими перерывами я вновь и вновь возвращался к ней, в результате чего появилась моя оратория, которая впервые была исполнена на декаде советской музыки в Москве в 1989 году. Тогда же я получил ряд предложений написать оперу и, в частности, от Молотовского оперного театра.
Эта мысль увлекла меня. Я решил ближе познакомиться с Уралом. Вместе с В. В. Каменским мы предприняли поездку по Каме. Эта поездка и работа в селе Троица, где живет В. В. Каменский, сыграли большую роль в написании оперы. В клавире опера была закончена в 1941 году перед войной. Предстояло оркестровать ее, после чего ее должен был ставить Молотовский театр. В силу ряда обстоятельств Молотовскому театру это не удалось и за постановку взялся Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. За последнее время была проделана очень большая работа, вместе с театром над окончательной отделкой, и опера будет ставиться в новой редакции Кировского театра.
Огромную роль в этой плодотворной работе сыграл А. М. Пазовский, опытнейший дирижер, исключительно талантливый музыкант, художник большого темперамента и в то же время большой воли замечательно чувствуя природу оперного искусства, он помог мне ярче и глубже раскрыть в опере мои замыслы.
Л. В. Баратов многое сделал для того, чтобы драматургическая канва оперы стала более ясной и четкой и каждая вокальная партия получила бы наиболее полное музыкально-драматургическое разрешение. Блестящую работу ведет композитор Д. Р. Рогаль-Левицкий по редактированию оркестровки оперы. Большой интерес вызывает предстоящая работа художника спектакля Ф.Ф. Федоровского.
В. В. Каменский много и удачно работал над литературным языком либретто. Оно, на мой взгляд, и самостоятельно представляет больной художественный интерес.
Моим стремлением было создать оперное произведение, исходящее от традиций русской оперной культуры. Главное действующее лицо в опере — народ, который показан в борьбе, радостях и горе. Хоры в опере занимают очень большое место.
Сейчас я с нетерпением жду перенесения подготовительной репетиционной работы на сцену и премьеры, которая намечена в праздничные дни ХХV-летия Октябрьской революции.