На шахте не поддерживают молодых работниц
Александра Доброва приехала на шахту им. Крупской из колхоза вместе с подругами, Три брата Добровой ушли защищать Родину, а она решила, что добыча угля будет достойным ответом на фронтовые дела братьев.
— Были дни в самом начале, когда я чувствовала себя неуверенно, боялась находиться, в лаве, — рассказывает Доброва о своих первых шагах в шахте, — а сейчас шахтерское дело стало моей любимой профессией.
Шесть месяцев Александра Доброва работала грузчицей, потом гуртовщицей в лаве, к работе относилась добросовестно, систематически перевыполняла нормы. Но девушка мечтала овладеть более сложной шахтерской профессией. В это время шахта перешла на камерную эксплоатацию угольных пластов. Для разбуровки стали применять этектросверло. Потребовались разбуровщики. Их начали готовить из молодых рабочих. Как -то помощник начальника участка № 2 тов. Комлюхин вызвал в контору Доброву и предложил ей учиться на разбуровщика. С большой охотой оба принялись за освоение навой квалификации.
В очередную смену Доброва с мастером электробура Ледневым опустилась в лаву. Работая в забое, Леднев заботливо учил Доброву обращению с электросверлом, приемам бурения. Александра училась старательно. Она быстро перенимает опыт работы мастера, «побивает», как говорят горняки, руку на электробуре.
Через пару недель Александра Доброва самостоятельно ведет рассечку камер. Умело располагает шпуры и каждой новой сменой поднимает производительность труда. От одной отпалки переходит к двум, трем и пяти, обгоняя даже опытных разбуровщиков.
Заступая на стахановскую вахту в честь Дня Сталинской Конституции, стахановка Доброва дала слово выполнить две нормы. Свое слово она подкрепляет делом, выполнив сменное задание на 283 процента. Работая по стахановски, Доброва обучает одновременно свою напарницу Женю Волченкову мастерству разбуровки угля.
Примеру Александры Добровой последовали другие девушки шахты. Хорошо освоила разбуровочное дело Варвара Козлова. Она также перевыполняет нормы и старается не отстать от своей подруги.
Руководители шахты и треста «Андреевуголь» не придают, однако, должного значения почину девушек, взявшихся за овладение сложными шахтерскими квалификациями. Многие, девушки, работающие на шахте, желают стать разбуровщиками, отпальщиками, но они не имеют возможности получить даже элементарных знаний по этим специальностям, так как на шахте не организована по настоящему учеба молодых рабочих, особенно девушек, не работают подготовительные и технические курсы, не налажено постоянное прикрепление молодых рабочих к старым опытным кадровикам. Большинство молодых разбуровщиков не знает принципов работы электробура, не выучило его особенностей, его «капризов», не умеет устранять даже малейшие неполадки. Вот лишь один пример из практики даже такой старательной и честной работницы, как разбуровщица Доброва. Проработав недавно половину смены, она дала около двух норм. Вторую же половину смены Доброва вынуждена была стоять, так как сломался бур, а запасного не оказалось на рабочем месте. Поломка бура произошла из-за малоопытности разбуровщицы. Грудь забоя оказалась разной твердости, требовалось особое умение при ведении разбуровки. Как раз этого и не знала Доброва. И даже после того, как произошла поломка бура, ей никто не объяснил, почему это произошло, как можно было предотвратить случившееся.
Долг руководителей шахты по серьезному относиться к молодым рабочим. По настоящему организовывать техническую учебу девушек, желающих, стать квалифицированными шахтерами. Первых девушек разбуровщиков надо всячески поддерживать и поощрять их инициативу.
В. РЯБЧЕНКО. Спецкорр «Звезды», г. Губаха, шахта им. Крупской.