Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Завод воюет

Газета «Звезда» №228 от 07.11.1943
Автор статьи: Бор. СТЕРН
Текст документа:

Завод воюет

На рассвете директор завода улетел в Москву с важным докладом. Это был один из тех, которым хорошо знаком большой масштаб работы и которые научались уверенно встречать самые тяжелые военные требования. То, что директор собирался сейчас предложить Государственному Комитету Обороны, было таким ударом по врагу, на который фашисты и не могли рассчитывать. Сердцем, умом и волей коллектива создавалась чудесная и страшная для врага, новинка. Это была настоящая уральская работа, еще один отклик старейшего завода страны на то, что происходит на фронтах.

В летнюю ночь, одну из немногих теплых ночей на Севере, Москва, сообщила:

—Надо преподнести немцам новый сюрприз. Торопитесь с ответом.

А завод, собственно, был уже готов к ответу. За много дней до этой ночи началось рождение новой большой машины — пятой крупной новинки за время войны. Директор любит глядеть вперед, он не боится даже очень трудного. Это человек большой оперативности и богатой инициативы. Как ни велика и как ни сложна была выполнятся заводом робота, а командир этого большого предприятия постоянно готовил коллектив к решению новых серьезных задач. Сейчас в Москве с уважением говорили об инициативе завода и было приказано: быстрой осваивать, больше выпускать...

Уже через 10 дней после изготовления опытного образца большая новая машина была освоена в валовом выпуске. Комплексно, единым фронтом работали конструкторы, технологи и производственники. Так можно было правильней решить задачи, так легче было избежать осложнений во время эксплоатации. С улыбкой вспоминали сами конструкторы, как в свое время, сделав свое дело, они месяцами не показывались в цехе, предоставляя ему целиком всю заботу о дальнейшей судьбе машины. Теперь было другое время и другой стиль.

А цехи, где наряду с выполнением большой обычной программы шло освоение—-цехи тт. Белоконева, Пименова и других жили особенно напряженной и бурной жизнью. Партийные организации звали здесь людей на борьбу с трудностями, на самоотверженную работу для фронта, и эти коллективы не зря воевали, коллективы здесь выдержали испытание. Завод стал щедро снабжать фронт новой продукцией.

Когда спрашиваешь командиров этого завода, что дает нам возможность успешно справляться с большими государственными заданиям, в чем секрет быстрого освоения новых образцов боевой техники, они отвечают без зазнайства:

— Ну, знаете, все понемногу сыграло свою роль: немного напряжения... немного изобретательности... несшего больше размаха и смелости в технике, отвага рабочих... и общая организованность, государственное понимание рабочими и командирами своей роли. Политическая работа среди них и широкое действенное соревнование. Да притом сама война заставляет нас расти быстрей.

Без всего этого завод, конечно, не смог бы за время войны увеличить в десять раз выпуск продукции, без этого не удалось бы сжать производственный цикл с 2,5 месяцев до 30 дней, без этого не было бы других блестящих результатов: создание и серийный Выпуск в течение военных месяцев новых эффективнейших машин и большого количества опытных образцов, серьезных конструктивных изменений, так называемой, старой продукции: сокращение срока освоения в валовом производстве с 6—8 месяцев до двух месяцев; работы по замене цветных металлов и ферросплавов и перевод на менее легированные металлы — работы, за которые передовые металлургов завода удостоены Сталинской премии; работы конструкторов, создавших новые изумительные изделия, давшие право на высокое звание лауреатов Сталинской премии.

И очень скоро мы смогли убедиться, что значит и «немного напряжения», и «отвага молодых и старых», и неутомимость в техническом творчестве, смогли понять, что позволяет заводу работать такими темпами и с таким размахом.

—Вон видите того клопа, — говорит, начальник одного из цехов, Валентин Константинович, указывая на маленькую Фигуру,— да, да тот самый, что работает с подставкой. Это — Хорьков. Он делает очень важную деталь. И знаете, - как делает?

—Неверно, уже перевыполняет норму?

На дальний цеха рассмеялся:

—Плохо отгадываете. 300 процентов—вот его норма, и это изо дня в день, из месяца в месяц. Помню первые дни его работы. Просматриваю однажды рапорты выполнения норм и вижу цифру 300. Давно, думаю, не было такой выработки, любопытно, что это за новый рабочий. И представьте — Хорьков, самый молодой из молодых.

В цехе параллельно с основной работой осваивали в октябре новую машину. Очень часто коллектив попадал в трудное положение—нахватало заготовок. Цех мог проиграть очень многое, мог лишиться знамени, которое уже здесь 4 месяца. Чтобы не терять время, часть рабочих ушла к заготовителям, сами штамповали детали, а цех в целом принял на себя изготовление всей оснастки, которую полагалось делать инструментальщикам. С еще большей страстью разгорелось здесь соревнование, из призыв руководства цеха и партийной организации, каждому хотелось ответить чем-то большим и важным.

И люди показали чудеса. Слесарь-сборщик Михаил Уткин собрал такое количество новых агрегатов, что это было полной неожиданностью для руководства. Уткин не жалел своих сил в работе, но не в этом главное, говорит он сам. Он просто подошел к делу по-стахановски вместе с мастером изучил заранее чертеж, продумал вею работу, четко наметил себе весь путь сборки.

—Из всей собранной серии его агрегаты самые лучшие, — говорит начальник цеха. —Причем, не забудьте, он один собирает агрегат от начала до конца. Большой мастер своего дела.

О победе Уткина узнала еда. Слесарь-сборщица медаленосец Ира Демина. Ее это радовало и задевало.

—Как вы думаете,—несколько обиженно заявила она начальнику пролета,—я не могу что ли собрать те же 7 агрегатов?

Ира — девушка с большим задором, с большим упорством и смекалкой. Она не примирится с мыслью, что кто-нибудь из товарищей на той же роботе будет впереди. У нее не пропадет зря минута, все ее движения рассчитаны на то, чтобы получилось наверняка. Близко к сердцу принимает Ира каждое задание, глубоко сознает значение своей продукции для фронта, хорошо помогает, что она активный участник в войне. Сколько раз Ира говорила молодым работницам:

—У нас, девушки, так положено: отдаться работе надо с душой, чтобы совесть твоя, перед фронтом была чиста. Весь завод ведь воюет против немца. Весь! Трудно подражать самой Ире, не брать с нее примера. Она большой знаток своего дела, искусная сборщица, и сейчас Ира не уронила своего авторитета, собрала новых агрегатов столько, сколько собрал их сам Уткин.

Завод, его люди не смогли бы дать фронту того, что дают, не развели бы той маневренности, каковой обладают сейчас, если бы здесь не совершенствовали технику, не двигали ее вперед, не проявляли подлинного новаторства. На заводе непрерывно ведется работа по улучшению машин, упрощению их конструкций. Прочное место завоевали в загоне штампосварные конструкции деталей, дающие колоссальный эффект. За внедрение новой техники борются все, борются каждый день — борются энергично и горячо. Технологи - инструментальщики дали производительные многолезвийные инструменты, многоместные приспособления, многорезновые головки, инструменты большой точности и большой стойкости. Большое обновление оборудования произвели механики. 150 станков были модернизированы, смогли принять на себя подлинно военную нагрузку. На заводе плохо использовались автоматы. Ими занялся начальник одного из цехов Лупкий. И автоматы приобрели полагающийся им удельный вес, стали использоваться на полную мощность, дали возможность получать продукции в три с половиной разя больше. чем на обычных станках.

Душой всех этих творческих дел были и есть инженеры и техники. Инженерная армия завода в дни войны технически выросла и закалилась, смело решает то, что зачислялось в «невозможное».

Сколько дополнительного времени нашел, например, для ускорения работы Петр Михайлович Тихонов, начальник одного из цехов.

— Война,—говорит он, — очень суровый заказчик, приходится е этим считаться, ведь нашу продукцию ждут.

И он продолжает каждый месяц сплющивать производственный цикл. В цехе Тихонова делают сложный агрегаты, но делают без претензии на опекунство, без ссылок на трудные условия, хотя условия действительно нелегкие.

Человеком нового можно -назвать технолога орденоносца Александра Васильевича. Через его руки проходят все новые технологические процессы. Война расширила об’ем его работы, увеличила размах, углубила ее содержание.

...Закончен, еще один месяц. Но директор не меняет своей стратегии и тактики. Он зорко смотрит вперед, он видит завод в течение всего ноября, но он требует поковки и слитки командных деталей на декабрь. Борьба за создание задела — это завтрашний даль. Не спросишь сейчас—оборвется цепочка ритмичности, проиграешь целый месяц. Начало ноября! Значит самое трудное надо сделать с начала месяца—так директор поступает издавна, так требует партийная организация. И цехи получают жесткие графики выпуска головных деталей. Горе тому, кто срывает их.

Только-только подписана сводка... Завод дал в октябре много сверхплановой продукции, но надо идти вперед. И директор, и партийная организация готовят свой коллектив к новому скачку вперед.

Завод воюет.

Бор. СТЕРН.

Завод им. Молотова.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: завод