Шире внедрить механизацию навалки угля в лавах
Одним из наиболее трудоемких и решающих процессов добычи угля является навалка его в очистных забоях. Этот процесс на наших шахтах до сих пор почти не механизирован. Правда, за последние 15 лет было предложено несколько видов навалочных машин, но они не нашли широкого применения. Машины требовали больших пространств, свободных от стоек, осложняли работу необходимостью перебивки стоек и т. д.
Поэтому до создания высокопроизводительных навалочных машин работу по навалке угля можно и нужно облегчить за счет, так называемой, самонавалки с использованием простых механизмов.
Вот несколько примеров рационального использования таких механизмов, дающего рост производительности труда в забое.
Известно, что при отбойке угля взрывчаткой часть его попадает на доставочный механизм—скребковый транспортер или качающийся конвейер. Если механизм приблизить к груди забоя, то на него попадет до 50—60 процентов отбитого угля. Однако, при этом во время падения достаточный механизм может оказаться поврежденным или же слишком перегруженным (в результате заштыбовки его углем). Вот почему одним из условий, обеспечивающих успех самонавалки, является увеличение прочности механизмов.
Частичная механизация навалки угля может быть с успехом применена в различных горно-геологических условиях в зависимости от мощности пласта, устойчивости кровли, способа выемки и т. д.
Учитывая, что на шахтах пологого падения навалоотбойщики составляют до 30 процента общего количества всех забойных рабочих, следует считать, что механизация, осуществленная в широких масштабах, несомненно даст значительный рост производительности труда навалоотбойщиков.
По предложению инженера Абакумова на шахтах пологого падения в настоящее время проводятся опыты частичной механизации навалки с внедрением самозагружающихся рештаков. Эти рештаки прочнее обычных и имеют только один борт, расположенный со стороны выработанного пространства. Со стороны же забоя борта нет и на уширенном дне рештака приварены направляющие угольники.
Самозагружающиеся рештаки устанавливаются у груди забоя и при взрывании уголь падает непосредственно на рештаки. Чтобы результат самозагрузки был более эффективным, перед установкой рештаков лава предварительно подрубается по всей длине, штыб убирается машина спускается вниз и устанавливается в специальной нише. Со стороны выработанного пространства конвейерная дорога защищена досками, чтобы уголь не попадал за рештаки. Выдачу угля рекомендуется производить отдельными участками.
Применение самозагружающихся рештаков на шахте № 6 — «Капитальная» треста «Кизелуголь» показала что до 60 процентов угля идет за счет самонавалки, производительность труда навалоотбойщиков намного возрастет, часть рабочих лавы высвобождается.
В тех случаях, когда в качестве достаточного механизма применяется скрепковый транспортер или же необходимо защитить качающийся конвейер от повреждений и заштыбовки пои отпалке, тов. Абакумов предложил специальное защитное устройство, представляющее собой деревянную или металлического галерею, закрывающую собой достаточный механизм.
В лавах пологого падения с устойчивой кровлей, где отбойка производится отбойными молотками, хорошие результаты дает применение способа инженера Колтакова.
По этому способу скребковый транспортер устанавливается у груди забоя. Крепление в лаве делается консольное. На высоте 30—40 сантиметров от почвы пробуриваются наклонные Шпуры глубиной около 0,7 метра. Взрывание производится участками по 20—25 метров при работающей транспортере, который убирает часть угля. Затем забойщик начинает отбивать уголь таким образом, чтобы большая часть его попадала на транспортер.
Инженерно-технические работники шахт, ознакомившись с описанными способами самонавалки, должны разработать и применить частичную механизацию навалки угля применительно к условиям своей шахты, лавы. Этим будет сделан большой вклад в дело повышения производительности труда и увеличения угледобычи.
И. ФАЙБИСОВИЧ-кандидат технических наук.