Человек, попадая в лагерь на Майданеке, переставал быть человеком; он становился предметом, подлежавшим уничтожению. У него отбирали личные вещи, ценности, одежду. У него отнимали имя. Ему выдавали жестяной номер на проволоке для постоянного ношения на шее и полосатое арестантское рванье. На куртке масляной краской намазывался красный, черный или желтый треугольник и буква, обозначающая национальность заключенного: П-поляк, Ф-француз. Национальность определяла отношение к нему тюремщиков. Человек мог забыть в этом лагере собственное имя, но палачи никогда не позволяли ему забывать. что он "славянская свинья", "польская скотина", "руссише швайн" или "юде" - еврей.
С жестяным номерком на шее, с проволокой. в'евшейся в тело, проходил заключенный весь свой крестный путь от карантина до крематория. Этот путь мог быть очень коротким. Мог растянуться на много долгих, мучительных с месяцев медленного умирания, но он всегда приводил к печам обершарфюрера Мунфельда - к печам дьявола.
Отсюда не выхолят.
Из Италии пригнали в лагерь каторжников серных копей. Говорят, эти копи - самое страшное место мира. Но эти итальянцы выжили и в серных копях. Тогда их прислали в лагерь под Люблином. Здесь они стали быстро умирать. Машина комбината смерти на Майданеке действовала безошибочно и беспощадно, с тупым азартом топора.
Она приходила в движение уже в карантине.
Вновь прибывшие должны были отбывать карантин… в бараке для больных туберкулезом в открытой форме. Двадцати дней "карантина" было достаточно для самых крепких. Туберкулез теперь протно сидел в них, они несли его дальше, в общие бараки.
В одном только марте 1944 года, по официальным документам немецкой администрации лагеря. от туберкулеза умерло 1.654 человека. Среди них 67 итальянцев, много поляков, русских, чехов, есть албанцы, югославы, греки, хорваты, словенцы, сербы, литовцы, латыши.
Туберкулез не лечили в лагере. Здесь вообще не лечили, здесь - убивали. Но лазарет в лагере был, и даже блистающий чистотой специально для немецких фотокорреспондентов и все время ожидавшихся, но так ни разу и не приехавших "международных комиссий". В этом лазарете были аккуратные дощечки на дверях: "аптека", "операционная", но не было самых элементарных медикаментов, самого необходимого инструментария.
Впрочем, это и не было нужно. Среди заключенных жило стойкое убеждение: в лазарет попадать нельзя. Из лазарета в барак не возвращаются.
Если человек хотел протянуть свое земное существование, он должен был скрывать, что он болен!
В лазарете были медицинские весы. Иногда заключенных взвешивали. Зачем? Немцы любят порядок. Они аккуратно заносили в книгу: вес заключенного (взрослого) - 32 килограмма.
Тридцать два килограмма вес взрослого человека! Это вес его костей, обтянутых сухой желтой кожей.
Заключенные получали "суп" из травы, скошенной тут же на поле, у бараков. Эту траву узники Майданека с горьким юмором обреченных называли "витамином СС".
От голода и истощения умирало еще больше, чем от туберкулеза. Люди падали на работе, эсэсовцы добивали их железными палками.
Заключенные врачи в вечерних рапортичках скрывали умерших за день. Мертвых не уносили. Живые лежали рядом. на одних нарах с мертвецами. На другой день паек мертвецов доставался живым.
7.
Человека, заключенного в "лагерь уничтожения", мог убить всякий принадлежащий к лагерной администрации: начальник картофельного поля. Мюллер и самый последний капо. Капо - вспомогательная полиция, навербованная из заключенных немцев-уголовников. Капо соревновались в усердии с эсэсовцами. Убийство заключенного не считалось преступлением, оно было доблестью, долгом, службой.
Эсэсовцы хвалились перед гестаповцами своими подвигами в лагере. Гестаповцы не оставались в долгу.
У каждого СС, у каждого капо был свой метод истязаний. Один убивал ударом сапога в глотку, другой любил плясать на животе жертвы. Длинная, костлявая эсэсовка из женского поля избивала, бичом. Она била женщин по соскам, по половым органам, по ягодицам. Ее бич со сладострастным свистом падал на тело. Она была садистка и психопатка засекала женщин до смерти.
Были среди СС и любители острых шуток. Одни травили заключенных собаками, другие забавлялись у бассейна. Эти заставляли узников нырять в воду и, дождавшись, когда жертва вынырнет, били палкой по голове. Если заключенный не утопал после этого, ему разрешалось выползать из бассейна и одеваться. Одеться он должен был в три секунды. Нет, - снова ныряй в воду, снова удар палкой по голове, снова три секунды на одевание… И так до тех пор, пока жертвы или погибали в бассейне, или одевались в три секунды. Чаще - погибали.
Я видел, - рассказывает Владислав Скавронек, возчик, - я на собственные очи видел, как немка-эсэсовка привела в крематорий шестерых детей: двух мальчиков и четырех девочек. Это были крошки: четыре-восемь лет. Начальник крематория Мунфельд сам раздел их догола, расстрелял из револьвера и отправил в печь. Я видел потому, что привез доски для склада.
- Я видел, - показывает Веслав Стопыва, - что они сделали с моим знакомым Чеславом Кшечковским. Ему было 42 года, он был крепкий человек. Но он неровно стоял в строю, и его стал бить гестаповец. Он ударил его ногой в живот… Потом палкой… Потом прыгал на его животе. - Но Кшечковский все еще жил. Он был крепкий человек. Тогда гестаповец взял палку заостренным концом, воткнул Кшечковскому в рот и с силой рванул… Он разорвал ему все лицо, внутренности Кшечковский был еще жив… Все его тело содрогалось… Его положили на носилки и унесли в крематорий.
- Я видел, - говорит Петр Денисов, - как СС убил человека. Я инженер-люблинец. Работал в лагере по проведению канализации. Этот СС наблюдал за заключенными. Он был совсем мальчик. 19-20 лет. У него было нежное, женственное лицо. Я бы никогда не подумал, что он СС. Он выбрал среди заключенных одного молодого, сильного еврея и сказал ему: нагни голову! Тот нагнул. Тогда СС начал бить его палкой по шее. Еврей упал. "Оттащите его!" - приказал СС. Еврея потащили лицом по земле… По мерзлым грудам… Был снежок на земле, и он стал красным. Но еврей еще жил. Тогда СС взял бетонную трубу - 60 килограммов - и бросил ее на спину еврея. И еще раз и еще… Я услышал страшный хруст костей… И крик… Я сам закричал… Я не хотел смотреть, но не смотреть не мог. А этот СС подошел к еврею, поднял палкой веко - мертв… И закурил… У него было такое женственное лицо, но оно не побледнело даже.
8.
Человека убить легко. Для этого железной палки хватит. Человечество истребить немыслимо.
Но именно этой маниакальной идеей задался Гитлер. Истребить все человечество, не угодное ему, непокорное, одухотворенное, свободолюбивое. Или по крайней мере - истребить все человеческое в оккупированной Европе.
Для свершения такой диверсии против человечества немцам и понадобились гигантские меха низированные комбинаты смерти типа Люблинского лагеря.
Миллионы людей нельзя застрелить из автоматов. Нужен комбинат всех известных людям средств уничтожения.
Это и было сделано в лагере на Майданеке - этом комбинате массового производства смерти.
Расстреливали в лесу. Расстреливали во рвах. Засекали бичами. Травили собаками. Убивали палками. Дробили черепа. Топили в воде. Запихивали в "душегубки". - Плотнее! Плотнее! - Чтоб больше вошло. Морили голодом. Убивали туберкулезом. Душили в серых бетонных камерах. Напихивали людей побольше. Двести пятьдесят. Триста. - Плотнее! Плотнее! - Душили циклоном. Отравляли хлором. Через стеклянный глазок смотрели, как корчатся умирающие. Строили новую газовую камеру. Душили газом. Жгли на кострах. Жгли в старом крематории. Пропускали поодиночке через узкие двери. Оглушали ударами железной палки. По черепу. Тащили в печь. Мертвых и живых. Потерявших сознание. Старались набить печь плотное. - Плотнее! Плотнее! - Разрубали трупы. Смотрели через синий глазок в печь, как с'еживаются и обугливаются люди. Убивали поодиночке. Убирали партиями. Уничтожали целыми транспортами. Сразу восемнадцать тысяч человек. Разом тридцать тысяч человек. Пригоняли партии поляков из Радома, евреев из варшавского гетто. Евреев из Люблина. Гнали через лагерь. Окружали собаками и автоматчиками. Щелкали бичами быстрее! Быстрее!
Через лагерь на пятое поле приходили бесконечные вереницы евреев. Молча. Рядами. Взявшись за руки. Дети прижимались к родителям. Молча. Молча. - Шнель! - "Быстрее!" - подгоняли немцы. Рычали собаки . Хлопали бичи. Ряды убыстряли шаг. Задние догоняли передних. Бежали. Спотыкались. Падали. Задыхались.
Вдруг начинали греметь все репродукторы лагеря. Веселые фокстроты, танго. Лагерь замирал от ужаса. Знали: значит большие расстрелы сегодня. Начинал работать трактор. Фокстрот сменялся румбой.
На пятом поле обреченные раздевались. Догола. До нитки. Все. Мужчины, женщины, дети. Их гнали ко рву. Быстрей! Быстрей! Ложились в рвы. Тело к телу. Покорно. Безропотно. - Плотнее! Плотнее! - приказывали немцы. Спрессовывались плотней. Сплетались. Руки, ноги, головы уже не принадлежали человеку. Они существовали отдельно, придав ленные, разбитые. Смятые. На первый ряд ложился второй. Потом третий. Гремели фокстроты в репродукторах. Стучал трактор. Весь ров теперь был до краев наполнен живой трепетной, стонущей и проклинающей убийц человеческой массой. Автоматчики поливали ров огнем из автоматов.
И все пять печей нового крематория разевали свои жадные пасти. Они работали с адской нагрузкой. И днем, и ночью. Тысяча четыреста трупов ежесуточно. Мало! Набивали печи плотнее. Вместо шести - семь трупов в печь. Подымали температуру в печах. 1.500 градусов. Мало! Убыстряли процесс сжигания. 45 минут. 40. 30. 25. Деформировался кирпич в печах от невероятной жары. Оплавлялись чугунные шибера. Высокая труба крематория дымила круглые сутки. Черный смрад стоял над лагерем смерти.
Ветер c Майданека разносил трупный запах по всей округе.
9.
Можно ли было упелеть в этом лагере уничтожения? Отсюда не выходят.
Многие сами искали смерти, чтобы прекратить бесконечные муки. Бросались на электрифицированную проволоку и умирали на ней, почернев и скрючившись.
Инженер Денисов рассказал нам еще и о таком случае добровольной смерти, происшедшей на его глазах.
Двое заключенных подошли к эсэсовцу и попросили повесить их.
-Повесьте нас!
Эсэсовец удивленно посмотрел на них и усмехнулся.
- Яволь. Пожалуйста.
Он сделал петлю, сам накинул ее на шею желающему умереть, поставил его у рва, бросил концы веревки двум своим помощникам и, крикнув им: держите крепче, ударил заключенного ногой под коленко. Тот упал в ров, подергался в петле и умер.
Второй заключенный немедленно подошел ко рву. Он сам расстегнул свой воротничок, сам надел петлю на шею, оттолкнулся - и последовал за товарищем.
Мы нашли на стене барака две карандашные надписи: Первая: "Ваня Иванов дурак в том, что не может себе ничего сделать" и вторая - словно отвечая на первую: "Умри так, чтоб от смерти твоей была польза".
Можно ли было убежать из лагеря?
Мы слышали о "штурме лопатами" и о "побеге восьмидесяти". В обоих случаях действуют русские пленные. Видно, русскому, советскому человеку наиболее присущ дух борьбы за свободу.
«Штурм лопатами» произошел в Крембецком лесу, где работали военнопленные из лагеря. Семнадцать русских лопатами убили немецкую охрану и убежали.
"Побег 80" произошел позже. Ему предшествовал настоящий митинг в бараке. Обсуждалось: бежать или не бежать. Восемьдесят решили бежать, пятьдесят - остаться.
Решили бежать ночью. Оставшиеся обещали не выдавать. И не выдали. Ночью побег состоялся. Набросив пять одеял на проволоку (тогда еще не электрифицированную), пленные переползли через нее и убежали.
Оставшихся немцы в ту же ночь вывели из барака, уложили наземь и расстреляли.
Я знаю еще один случай побега. Его совершил люблинец Давидсон, еврей. Он бежал в тот момент, как их гнали из лагеря на работу. Он знал, что его застрелят при побеге. Но он знал также, что его и без побега застрелят. Ему не из чего было выбирать. Он побежал, ожидая пули в затылок. Но пули миновали его. Он спасся.
Его приютила знакомая польская семья. Два года и тринадцать дней - вплоть по прихода наших войск в Люблин - поляки скрывали еврея у себя на чердаке и кормили его. Все эти два года и 13 дней он пролежал влежку, чтобы шумом шагов не выдать себя и семьи, его приютившей. Все эти два года он никого не видел, ни с кем не раз говаривал. Ему забрасывали пищу - и все. Он разучился говорить. Он отвык от солнечного света. Но он сохранил жизнь. Мы видели его.
И так же, как он на своем чердаке, так и тысячи людей в лагере жили смутной надеждой…
Мы видели на стене барака в лагере рисунок синим карандашом. Без подписи. Без текста. Рисунок изображал простой и тихий украинский пейзаж. Сколько горькой тоски по родине, по вольной волюшке было в этом рисунке! Сколько надежды!
Да! Даже здесь, в лагере уничтожения, люди продолжали надеяться… Свои надежды они связывали с наступлением Красной Армии.
Красная Армия не обманула их надежд.
10.
Сейчас на Майланек прихолят тысячи люблинцев. Приходят увидеть страшный лагерь.
Три года был он их кошмаром. Три года дышали они трупным запахом его печей. Пять лет жили под кнутом немца.
Черным смрадом и тайной был окутан этот лагерь смерти. Теперь нет больше тайн. Вот печи дьявола. Вот рвы, где расстреливали. Вот останки полусожженных трупов в крематории.
Люди смотрят и уже не плачут. Все слезы выплаканы. Слез больше нет. Толпа кричит.
Во рву работают немцы, захваченные в лагере. Палачей заставили выкопать трупы их жертв.
Глухо звенят лопаты о землю. Немцы работают молча. Они только испуганно вздрагивают, когда слышат яростный рев толпы, и еще ниже склоняются к своим лопатам.
Толпа кричит.
Лопаты стучат о землю. С ужасом вскрикивает женщина. Из груды развороченной глины рва с выглянула ножка ребенка.
- Убийцы! - стонет толпа. - О! Убийцы!
Мимо проводят пленных немцев, солдат и офицеров. Их больше восьмисот. Чтоб оградить их от народной ярости, их ведут по другой стороне рва. Конвоиры показывают им дело их рук. Труп ребенка уже весь извлечен из земли и положен рядом с другими трупами.
Немцы молча идут мимо. Одни - отворачиваются. Другие - тупо рассматривают трупы.
- Бандиты! - кричит им толпа. - Убийцы!
Толпа густеет. С дороги, из окрестных сел сбегаются люди. Только ров отделяет людей от их палачей. Во рву среди трупов замученных - маленький, детский трупик.
Немцы идут, согнув шеи, уткнув глаза в землю. Руки - за спиной. Толпа неистовствует. Словно хлыст, свистят и падают на спины убийц ее крики:
- Убийцы! Дегенераты! Садисты!
Старик-поляк Петр Рожанский подымает палку над головой и кричит: - Чем, чем заплатите вы мне за моего сына?
Чем?
11.
Снова стучит в окно ветер с Майданека: помни о печах дьявола, поляк. помни о лагере смерти! Помни о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных! Помни и мсти!
На площадь перед замком Люблинским стекаются огромные толпы. Поклониться праху мучеников.
Хор поет "Богородицу" - молитву, с которой шло Войско Польское на поля Грюнвальда бить немцев.
Рыдает площадь… Девочки в белых платьях несут венки на могилы. Припали к земле женщины в черном - вдовы замученных.
Обнажив головы, стоят солдаты Войска Польского. Взяли винтовки на караул бойцы Красной Армии.
Торжественно траурную мессу служит ксендз Крушинский. Перед прахом мучеников он призывает соотечественников к единению. Член Польского Комитета Национального Освобождения B. Ржимовский открывает мемориальную доску на стене Люблинского замка. На ней краткая надпись:
"Миллионам жертв, замученных немецкими преступниками на Майданеке и в Замке.
6 августа 1944 года.
Польский народ."
Бывшие заключенные несут урну. В ней - пепел из крематория Майданека. Урна замуровывается в стену замка. Делегация Красной Армии возлагает венки от армии и правительства СССР.
Двадцать пять тысяч собравшихся на площади поют старую антинемецкую песню "Рота" (Присята).
Как присяга, звучат слова:
Не будет немец нам в лицо плевать.
Не будет немечить наших детей.
На крови мучеников, в огне борьбы, в братском союзе с советскими наролами встает из пепла новая, свободная Польша.