Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

В театре музыкальной комедии

Газета «Звезда» №173 от 03.09.1944
Автор статьи: Б. ЛЮБИМОВ.
Текст документа:

Исполнился год, как в Молотове начал свою работу театр музыкальной комедии. Год—срок очень небольшой, чтобы можно было говорить о каких-либо решающих творческих победах в области оперетты, | Но все же, сопоставляя первые спектакли в прошлом году с последними постановками, наглядно видишь художественный рост коллектива.
Я вспоминаю первые робкие шаги небольшой группы артистов, приехавших из Кунгура и положивших начало будущего театра. Помню: крайне убогие оформление и костюмы.
С тех пор многое изменилось. За год театр показал шесть спектаклей: «Коломбину», «Три встречи», «Марину», «Сильву», «Свадьбу в Малиновке» и «Баядеру».
Жизнеспособность каждого театрального организма определяет прежде всего и главным образом его постоянное движение вперед. Отрадно, что театр музыкальной комедии оказался жизнеспособным. В каждой новой постановке наблюдается повышение общей культуры.
С каждым спектаклем становится все меньше и меньше актерских трюков, в плохом смысле этого слова, которые, может быть, и вызывают лишнюю улыбку в публике, но тем не менее шокируют требовательного зрителя. Артисты выросли, приобрели новые качества. Изменился к лучшему весь внутренний и внешний облик спектаклей. Постепенно вырабатывается хороший вкус.
Год работы показал, что театр располагает довольно крепким, растущим составом основных исполнителей. Не всем актерам, правда, удаются в одинаковой степени все порученные им роли. Но очень многое сделано вполне квалифицированно и заслуживает хорошей оценки.
Е. Н. Аренский просто мастерски играет Яшку-артиллериста . («Свадьба в Малиновке») и Наполеона («Баядера»), Р. К. Плевицкий всегда вызывает горячую симпатию зрителей. Ему следовало бы только окончательно избавиться от излишних, порой чрезмерно подчеркнутых жестов и звуков, оставшихся еще от прошлого (например, ненужные возгласы за кулисами перед первым выходом на сцену).
Приятно отметить хорошие актёрские и вокальные данные 3. И. Приходько. В последней роли — Баядеры, требующей подчас чисто оперного звучания голоса—Приходько хорошо справилась со своей задачей. Радует серьезный успех 3. И. Правдиной в роли Марицы. По сравнению с прежними ее работами Марица намного выше во всех отношениях. Очень мила и непосредственно С. И. Севастьянова в ролях Стаей («Сильва») и Лизы («Марина»). Настоящий сценический темперамент и легкость в движениях отличают Д. Р, Вольгемут в роли Этельки («Коломбина»), Кайтана в той же «Коломбине» хорошо играет Г. И. Мастеровой.
Большой удачей 6. Н. Владова надо признать роль Назара («Свадьба в Малиновке»), В том же спектакле всяческой похвалы заслуживает П. Д. Ссилнцев—Грициан. Хорош. М. В. Идзинский — Пеничек («Марица»). Много тепла, искренности и свежести внесла в роль Софьи («Свадьба в Малиновке»), недавно пришедшая в театр А. И. Потапова.
Заметные успехи делает Н. А. Гаевский. В роли Раджами («Бая* дера») ему удалось уже почти полностью избавиться от выварной манеры, свойственной всем его вокальным партиям в предыдущих постановках. Гаевскому остается серьезно поработать над словом, над диалогом, обрести большую эластичность в танцах, поменьше любоваться собой и побольше думать над образом.
Рост театра выявил не только его положительные стороны, но и слабые, наиболее уязвимые места.
Роли распределяются еще иногда по установленным традициям актерского амплуа, без учета всех технических возможностей у отдельных исполнителей. Если Владов, например, очень хорошо играет Назара, неплохо справляется с Октавом, то роль Раджами ему явно не по плечу—у него просто нахватает вокальных данных.
Театру необходимо серьезно подумать об укреплении музыкального руководства. На первых порах, когда общий уровень спектаклей был весьма невысок — недостатки оркестра ощущались слабее. Теперь же, когда культура постановок, исполнения возросла — плохие стороны музыкальной части стали гораздо более заметными. Оркестр звучит однообразно. Дирижер Э. М. Полицер плохо чувствует нюансы в музыке, не вникает в содержание текста. Сплошь да рядом оркестр, заглушает певцов.
Следовало бы также дополнить режиссуру театра опытными высоко-квалифицированными мастерами, которые не только умели бы грамотно построить мизансцены, но и могли бы глубоко педагогически поработать с актерами над словом, над образами.
Нужно обязательно увеличить хор, особенно мужской состав, усилить балетную группу и ее руководство. Пора пригласить театру, и постоянного художника, который знал бы специфику этого жанра, чтобы декорации, костюмы, гримы разрешались в едином плане и не было бы той разностильности, которая кое-где очень сильно чувствуется.
Стоит также подумать о большем 1 разнообразии репертуара. Пока что преобладают венские оперетты Кальмана. Хотелось бы видеть в афише и других западно-европейских авто. : ров и побольше советских музыкальных пьес.
Но несмотря на все недостатки, год прожит театром недаром. Коллектив возмужал, накопил известный опыт. Можно смело ставить вопрос перед Комитетом по делам I искусств при Совнаркоме СССР о г причислении Молотовского театра с музыкальной комедии ко второй категории. Это создаст новый СТИМУЛ и необходимую базу для дальнейшего творческого роста театра, рожденного на Урале в годы войны.
Б. ЛЮБИМОВ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Театр