Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

ИЗ СООБЩЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ

Газета «Звезда» №174 от 05.09.1944
Текст документа:

По установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и из сообщников. О разрушении памятников искусства и архитектуры в городах Петродворец, Пушкин, Павловск.

Всему миру известны величест­венные памятники искусства и архитектуры городов Петродворец (бывший Петергоф), Пушкин (быв­шее Царское Село), Павловск. Лучшие зодчие мировой архитек­туры создавали в ХМП и XIX веках дворцы, постройки, парки этих городов-музеев.

Петродворец (Петергоф) был ос­нова» в 1705 году Петром Первым первоначально, как место останов­ки но пути на остров Котлин, где была начата постройка крепости Кронштадт. Здесь на берегу (Финского залива, были построены пристань и небольшой дом, получил название «Петров двор». С 1714 гола на берегу Финского залива было развернуто огромное строительство Петродворца (Петергофа)—по замыслу и под наб­людением самого Петра. В Петергофе строились дворцы—Монплезир. Марли, Эрмитаж, цент­ральная часть Большого дворца, большинство фонтанов, парков, гранильная фабрика самоцветов.

Французский архитектор Леблом построил в Петродворце за­мечательные дворцы Марли и Эрмитаж, Верхний и Нижний парки; итальянец Растрелли создал Большой дворец; мастерству Джакомо Кваренги принадлежит Английский дворец: знаменитый русский зодчий Воронихин, вышедший из крепостных, дополнил Нижний парк изящными /Павильонами. За­мечательные дворцы и парки Петродворца полупили широкую известность как исключительные памятники мировой архитектуры XVIII и XIX веков.

Фонтаны Петродворца были из­вестны во всем мире. Большой каскад водопад фонтанной систе­мы Петродворца вместе е Большим дворцом, фонтаном «Самсон» и каналом, выходящим в море представлял собой исторический памятник, посвященный победе русского оружия над шведами под Полтавой, Бронзовая фигура Самсона разрывающего пасть , льва, изображала историческую , победу Петра Первого над Швециией (лев—государственный герб Швеции), которая открыла для , России широкий выход в европейские страны.

Со времени Октябрьской революции Петродворец стал местом, куда ежегодно приезжали тысячи экскурсий не только со всех концов Советского Союза, по и из многих зарубежных стран. До 150 тысяч ленинградцев выезжало в Петродворец для отдыха в вы­ходные дни.

В течение двух веков создава­лись художественные архитек­турные памятники—дворцы, парки, скульптуры в городе Пушкин (Царское Село), бывшем до 1917 года царской резиденцией. Вели­кие зодчие XVIII и XIX веков своими произведениями создали Царскому Селу заслуженную сла­ву ьо всем мире.

Памятники Царского Села тесно связаны с целым рядом круп­нейших событий в истории Рос­сии. В Екатерининский дворец 6 июля 1757 года были привозены ключи и знамена завоеванно­го русскими войсками прусского города Мемель. В дворцовых паргках были воздвигнуты: Чесменская колонна в память победы русского флота над турецким в 1770 году при бухте Чесме; Ка­тульский обелиск—в ознаменова­ние победы в этом же году русских войск над турками при реке Кагуль в Молдавии; башня руи­на—в честь Кучу Кайнардсикского мира, заключенного Россией с турками в 1774 голу; Орлов­ские ворота — в ознаменование побед русских войск под кйман допанием графа Григория Орлова В Царскосельском адмиралтействе была собрана исключительная по своей исторической ценности коллекция гребных и парусных судов; здесь же в адмиралтействе находился знаменитый Готторнский глобус, сделанный по распоряжению герцога Готторнокого в середине XVII века и в 1713 году подаренный Петру Первому.

С Царским Селом связана деятельность лучших представите­лей русской литературы—Ломоно­сова, Сумарокова. Жуковского. Карамзина. Лермонтова. Чаадаева. Тютчева, Гоголя. В Царско­сельском лицее воспитывался ве­ликий русский поэт А. С. Пушкина.

Великолепные Екатерининский дворец, воздвигнутый в городе Пушкин Варфоломеем Растрел­ли. Александровский дворец, построенный тем же Джакомо Кваренги, Камеронова галерея носящая имя ее знаменитого создателя , являлись выдающимися памятниками архитектурного и садово-парковогоискусства. Дворец и парк создавали прославленные мастера архитектуры : Камеронт Росси, Во­ронихин, Бревна, скульпторы: Марта Козовский. Демут-Малиновкин, Прокофьев, живописцы: Скотти, Ледрин, Местенлавтер, Гонэачо.

В 1823 году архитектор К. Рос­си в левом крыле дворца по­строил и отделал известную всему миру библиотеку.

Советский народ бережно хра­нил города-музеи Петродворец. Пушкин и Павловск, в которых были сосредоточены памятники истории России, созданные твор­чеством и трудом народа. Еже­годно затрачивались огромные средства на благоустройство этих городов и их парков, на работы по ремонту и реставрации двор­цов, фонтанов и других построек. Во дворцах были помещены неоценимые сокровища русского и мирового искусства, редчайшие образцы мебели, фарфора, жи­вописи, гобеленов и скульптуры русских и иностранных мастеров.

К моменту вторжения немецких захватчиков в Петродворце после эвакуации оставалось еще 34.214 различных музейных экспонатов (картин, художественных изде­лий, скульптуры) и 11.700 ценней­ших книг дворцовых библиотек, В нижних помещениях Екатери­нинского и Александровского дворцов города Пушкин были сосредоточены гарнитуры мебели русской и французской работы середины XVIII века. 600 предме­тов художественного фарфора конца XIX и начала XX веков, большое количество мраморных бюстов, мелкой скульптуры, до 35.000 томов книг дворцовых библиотек.

На основании документальных материалов заявлений и свидетельских показаний очевидцев, оказаний немецких военнопленных и тщательного расследования. проведенного специальной комиссией в составе: председателя Ленинградской городской комиссии генерал-лейтенанта А. А. Кузнецова. председателя исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся П. С. Попкова, главного архитектора Ленинграда Н. Варанова, митрополита Ленинградского и Новгородского Алех­ин. вице президентов Академии Наук СССР: академика А. А. Байнова и академика Л. А. Орбели председателя Союза советских писателей Н. С. Тихонова, Народной артистки СССР В. А. Мичуиной-Самойловой. Члена корреспондента Академии архитектуры СССР А. И. Гигелло профессора В. А. Мануйлова, начальника государственной инспекции по охране памятников Ленинграда Н Н. Белехова директора Государственного Эрмитажа академии И. А. Орбели, доктора искусствоведческих наук профессора М. В. Доброклонского, про­фессора М. В. Фармаковского, кандидата архитектурных наук В. И. Пилявского секретаря ко­миссии Л. И. Куприяновой, а также на основании личного нас­ледования фактов разграбления разрушения памятников искусства и архитектуры произведенного членами Чрезвычайной Государственной Комиссии академиком А.Н. Толстым и Николаем митрополитом Крутицким Установлено.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Сообщение