Болгарское правительство, вступив в 1941 году на путь военного сотрудничества с гитлеровской Германией, стало оказывать с этого времени содействие немцам в их разбойничьей войне против Советского Союза. С весны текущего года, когда военное положение Германии резко ухудшилось, болгарское правительство еще 6о- лее усилило свою помощь гитлеровцам. предоставив им широкую возможность использовать аэродромы, речные и морские порты и всю территорию Болгарии в военных целях против Советского Союза.
В связи с этим 17 апреля это го года Народный Комиссар Иностранных Дел Молотов вручил болгарскому посланнику в Москве г-ну Стаменову ноту, в которой указывалось, что несмотря на неоднократные представления болгарскому правительству об использовании территории Болгарии и болгарских портов для военных действий Германии против СССР, болгарское 1 правительство в ответ на эти представления ограничилось лишь голым отрицанием приведенных в ноте фактов, что не может не рассматриваться как попытка прикрыть враждебные Советскому Союзу действия болгарских властей. Далее в ноте указывалось. что Советское Правительство располагает достоверными данными о широком использовании Германией болгарской территории и черноморских портов в Варне и Бургасе в тех же военных целях против ССОР, наравне с румынским портом Констанца, превращенными в германские базы, где находятся основные германские военно-морские силы в Черном море, находящиеся под прикрытием болгарских властей.
Как творилось в ноте, немцами равным образом используются болгарские аэродромы для налетов на советские войска.
Далее в ноте Советского Правительства заявлялось:
«Такое положение несовместимо с нормальными отношениями между СССР и Болгарией и дальше терпимо быть ее может. Советское Правительство настоятельно предлагает болгарскому правительству не-медленно прекратить использование гитлеровской Германией болгарской территории и болгарских портов против Советского Союза».
В ответной ноте от 24 апреля болгарское правительство вновь пыталось отрицать использование болгарской территории портов и аэродромов немцами в войне против СССР, лицемерно выражая готовность проверить подобные факты.
В ответ на эту ноту Советское Правительстве 26 апреля передало болгарскому правительству ноту, в которой предложило восстановить Советское консульство в Варне, а также учредить Советские консульства в Бургасе и Рущуке на Дунае, что дало бы возможность представителям Советского Союза, наряду с представителями Болгарии, произвести необходимую проверку фактов на месте и осуществлять такую проверку в дальнейшем, если в этом встретится необходимость.
Болгарское правительство в своей ноте от 6 мая уклонилось от прямого ответа на выдвинутое Советским Правительством предложение, попытавшись поставить открытие Советских консульств в Болгарии в зависимость от возобновления прерванных войной экономических отношений между Болгарией и СССР. В своей ноте болгарское правительство заявило о готовности благосклонно рассмотреть пожелания Советского Правительства об открытии советских консульств в Варне, Бургасе и Рущуке лишь после возобновления экономических отношений между Болгарией и Советским Союзом. Такая позиция болгарского правительства не могла быть расценена иначе, как отказ от удовлетворения справедливого пожелания Советского Правительства и как намерение болгарского правительства продолжать оказание помощи Германии в ее войне против СССР. В своей ноте от 9 мая Советское Правительстве указало на это, ВСКРЫВ всю беспочвенность попыток болгарского правительства связать вопрос о консульствах с вопросом о возобновлении торговых связей между Болгарией и СССР. Общеизвестно, что консульства не ведут ни каких торговых операций-
Советское Правительство в своей ноте снова настаивало на удовлетворении его пожеланий о восстановлении Советского консульства в Варне н об учреждении Советских консульств в Бургасе и Рущуке.
Несмотря на это правительство Божилова, продолжая уклоняться от прямого ответа на продложение Советского Правительства об открытии консульств, вновь выдвинуло в своей ноты от 15 мая аргументы о восстановлении торговых связей, уже разоблаченные в советской ноте от 9 мая.
Такое поведение болгарского правительства явно свидетельствовало о его стремлении про-должать оказание помощи Германии, прикрывая эту помощь лице-мерными маневрами.
Ввиду этого Советское Правительство сделало правительству Божилова серьезное пред упреждение своей нотой от 18 мая. После изложения истории вопроса. в ноте указывалось:
«Болгарским правительством не могут быть опровергнуты заявления Советского Правительства о том. что территория Болгарии, ее порты и аэродромы предоставлены болгарским правительством в распоряжение гитлеровской Германии для во-енных действий против Советского Союза и что именно поэтому болгарское правительство выискивает предлоги, чтобы уклониться от прямого ответа на предложение Советского Правительства об ОТКРЫТИИ Советских консульств в Болгарии.
Ввиду вышеизложенного. Советское Правительство настаивает на том. чтобы болгарское правительство без дальнейших оттяжек удовлетворило предок», женив Советского Правительства о восстановлении Советского консульства в Варне и об открытии Советских консульств в Бургасе и Гущуке. Советское Правительство предупреждает, что без удовлетворения указанного выше пожелания Советского Правительства, оно будет считать невозможным сохранение отношений с Болгарией. как с государством, кото-рое помогает и намерено помогать впредь гитлеровской Гер-мании в войне против Советского Союза».
Болгарское правительство всячески затягивало ответ на эту советскую ноту. Правительство Багрянова. пришедшее на смену правительству Божилова, продолжало маневрировать, задерживая решение вопроса об открытии Советских консульств и о прекращении всякой помощи гитлеровской Германии в ее войне против СССР.
Лишь в конце июля, когда летнее наступление Красной Армии и успешные операции союзных войск во Франции и в Италии поставили Германию перед катастрофой, правительство Багрянова выразило, наконец (НОТОЙ ОТ 29 июля) свое условное согласие на восстановление Советского консульства в Варне, откладывая при этом на неопределенное время открытие Советских консульств в Бургасе и Рущуке. В своей ноте правительство Багрянова, настойчиво подчеркивая особенности положения Болгарии в качестве страны, связанной тройственным пактом и поддерживающей политику нейтралитета в отношении СССР, заявляло:
«Болгарское правительство считает, что при принятой и про-водимой им на деле политике и при том, что оно сделало уже до сих пор. оно делало много больше для установления и поддержания дружественных отношений с Советским Союзом, чем это было бы достигнуто только открытием требуемых консульств. Но, при созданном уже положении в результате переговоров, ведшихся бывшим и настоящим болгарским правительством с Советским Союзом и при выявлении желания правительства Советского Сою-за открыть консульства в Варне, Бургасе и Рущуке .если это еще больше поможет политике, которую болгарское правительство желает вести, оно считает, что это могло бы осуществляться постепенно, начиная, напри-мер, е восстановления консульства в Варне, район действия которого может распространяться на Бургас и Рущук. При незначительной отдаленности этих городов от Варды и содействии, которое болгарское правительство дает и будет давать Советскому Союзу, консульство в Варне не будет испытывать затруднений при исполнении своих функций»
К этому времени, однако, военные действия против гитлеровской армии приблизились к лицам Болгарии и германское не: командование, при покровительстве болгарского правительства, значительно расширило использование территории Болгарии в целях, оказания помощи южной группировке своих войск. В этих новых условиях лишь полный разрыв Болгарии с гитлеровской Германией мог обеспечить прекращение всякой помощи последней в ее войне против СССР.
В связи с этим Советский Пет верейный в делах заявил 12 августа премьер-министру Болгарии Багрянову от имени Советскою Правительства следующее:
«Ввиду большой затяжки с решением вопроса о трех Советских консульствах в Болгарии и в связи с изменившейся военной обстановкой вопрос о консульствах потерял теперь всякий смысл. Если Болгария думает как-либо выйти из тупика, то в настоящее время вопрос может стоять только о разрыве Болгарии с Германией. Советское Правительство спрашивает болгарское правительство, готово ли оно к разрыву с Германией. Советское Правительство ждет ответа на этот вопрос и надеется, что это дело не будет затягиваться болгарским правительством». Правительство Багря нова, не желая порвать с гитлеровской Германией и стараясь прикрыть свою помощь последней, объявило о так называемом «полном нейтралитете» Болгарии, тщетно пытаясь таким образом обмануть народ своей страны и мировое общественное мнение.
Факты показали, что болгарский «нейтралитет» на деле является лишь новой формой помощи гитлеровской Германии. Болгарское правительство предоставило германскому командованию полную возможность не только укрывать на «нейтральной» территории Болгарии свои потрепанные войска и экипажи военных судов, но и перебрасывать через Болгарию резервы в Румынию, где германские войска под ударами Красной Армии терпят одно поражение за другим.
В связи с этим 30 августа Со вотским Поверенным в делах я Софии болгарскому правительству была вручена нота следующего содержания:
«По поручению Советского Правительства сообщаю, что по достоверным данным болгарское правительство продолжает пропускать немецкие войска на румынскую территорию, где стоят советские войска и очищают румынскую территорию от немецких войск. Советское Правительство рассматривает этот шаг болгарского правительства. как прямую помощь немцам в войне против Совет скоро Союза. Советское Правительство предлагает болгарскому правительству немедленно прекратить пропуск немецких войск на румынскую территорию».
Болгарское правительство не сделало необходимых выводов из этого заявления Советского Правительства и продолжало укрывать на своей территории немецкие войска. Приведенные выше тексты советских и болгарских нот подтверждают, что болгарские правящие круги де хотели и не хотят разрыва с гитлеровской Германией.
Сформированное 3 сентября новое болгарское правительство во главе с Муравиевым вместо разрыва о гитлеровцами также заявило в своей декларации о намерении проводить политику «нейтралитета», означающую на деле прямую помощь Германии в войне против Советского Союза и других демократических стран. Советское Правительство не могло расценивать эту политику Болгарии иначе как фактическое ведение войны в лагере Германии против СССР и сообщило з своей ноте от 5 сентября, что «Советское Правительство не считает дальше возможным сохранять отношения с Болгарией, рвет всякие отношения с Болгарией. и заявляет, что не только Болгария находится в состоянии войны с СССР, поскольку на деле она и ранее находилась в состоянии войны с СССР, но и Советский Союз отныне будет находиться в состоянии войны с Болгарией».
Таким образом, -правящие круги Болгарии, вступив на путь военного сотрудничества с гитлеровской Германией, втянули болгарский народ вопреки его коренным национальным интересам, в войну сначала против Англии и США- и затем и против Советского Союза, против братского русского народа, проливавшего свою кровь за освобождение Болгарии.
Болгарский народ должен найти в себе силы, чтобы порвать навязанный ему союз с гитлеровской Германией и восстановить независимость и национальную честь своей родины.
ИНФОРМБЮРО НАРНОМИН ДЕЛА СССР.