Напитая со второй половины 1943 года, а разное время начали работу вечерние университеты марксизма-ленинизма в ряде городов нашей области — Лысьве, Соликамске, «Кунгуре, Краснокамске н Кировском районе г. Молотова. Первые Два университета закончили программу, остальные продолжают работать.
Как справляются со своими задачами и какой опыт накопили эти университеты?
Отделы пропаганды и агитации и Кировского райкома ВКБ(б) проделали значительную и очень нужную работу по оказанию помощи руководящим кадрам в овладении историей и теорией большевистской партии. В Лысьвенском университете, например, на факультетах историческом, философском и экономическом, начиная с 1 сентября 1943 года по май 1944 года проводились занятия по 4 часа еженедельно. Программа, рекомендованная для университетов по истории ВКП(б), диалектическому и историческому материализму, советской экономике и в сокращенном виде по истории СССР. политэкономии, международным отношениям СССР
и курсу «отечественная война Советского Союза», полностью пройдена. В Соликамске в течение года пройдена сокращенная (до 154 часов) программа исторического факультета. Вся эта работа проведена силами работников горкомов и партийного актива.
Однако, следует сказать, что Лысьвенский горком ВКП(б) к комплектованию слушателей подошел поверхностно, в результате— из 235 человек, поступивших в университет, закончили курс только 92, причем по уважительным причинам отсеялось 39 человек, а 104 просто перестали посещать занятия.
В Соликамске из ПО записавшихся к концу занятий осталось 74 человека.
Самым слабым местом в работе университетов Лысьвы и Соликамская явилось также чрезмерное сокращение программы, а в Кунгурском м Кировском работах занятия проводились не по университетской программе, рекомендованной управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Лысьвенский университет на трех факультетах сократил программу по времени на одну треть, Соликамский, имея один факультет — исторический, сократил его программу до 154 часов.
Такое сокращение программы с сохранением названия Университета несовместимы. Сокращение вызвано не только недостатком квалифицированных преподавателей на месте, но и стремлением отделов пропаганды и агитации превратить университет в единственную форму помощи руководящим кадрам в политическом самообразовании.
В Кировском районе университет очень популярен, но пользуется он популярностью не потому, что работает как университет, а потому что здесь систематически и квалифицированными лекторами читаются научно-популярные лекции и лекции по текущему моменту. Послушать их приходят по 400—500 человек. Это лишь подтверждает мысль о том, что кроме учебы партийно-хозяйственного актива нужны еще и массовые лекции для широких слоев населения.
Главная задача вечернего университета и школы партийного актива состоит в том, чтобы ПОМОЧЬ РУКОВОДЯЩИМ кадрам в их самостоятельной работе по изучению марксизма- ленинизма.
Университет предполагает систему семинарских занятий для закрепления. Углубления знаний слушателей. Но семинарские занятия были слабым местом университетах План семинарских занятий, сказанный уловлением пропаганды 'агитации ЦК ВКП(б), более или менее удовлетворительно выполнен в Лысьве, Кировский университет семинарских занятий совсем не проводил.
Безусловно, всяческого поощрения заслуживает инициатива п проведенная отделами пропаганды и агитации пропагандистская работа среди руководящих кадров. Но там, где нахватает сил, не следует гнаться за высоким названием формы партийной учебы. Университеты можно создавать там, где достаточно квалифицированных преподавателей для выполнения университетской программы. Там же, где сил для этого нет —нужно организовать партийные школы с соответствующей программой. Далее нужно исходить из того, что университет или школа не единственная форма помощи кадрам в овладении историей и теорией большевизма. Рядом с ними нужно организовать циклы по истории СССР, истории ВКП(б), литературы, географии. Надо проводить семинары с различными группами партийных и советских работников интеллигенциям вопросом повышения экономических знаний организационно-партийной. советской, профсоюзной. комсомольской работы. Нужно применительно к условиям и запросам пустить в ход все формы пропагандистской работы. Г. МАДОНОВ – зав. Сектором пропаганды обкома ВКП(б)