Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Мастер и молодой рабочий

Газета «Звезда» №105 от 30.05.1944
Автор статьи: А. Семенов
Текст документа:

Мастер и молодой рабочий

О некоторых вопросах производственного обучения и воспитания заводской молодежи

В некоторых цехах Лысьвенского метал­лургического завода областной комитет ВЛКСМ провел собра­ния мастеров, на об­суждение которых был поставлен вопрос о роли мастера в производственном обучении и воспитании молодых рабочих. В обмене мнениями приняли активное участие, поми­мо мастеров, начальники смен и отделений, секретари цеховых партийных и комсомольских ор­ганизаций.

Война потребовала вовлечения в производство многих тысяч юношей, девушек, впервые всту­пающих на самостоятельный жиз­ненный путь. Наши предприятия непрерывно пополняются как за счет выпускников ремесленных училищ и школ ФЗО, так и за счет молодежи, которая приходит на предприятие, не имея необхо­димой квалификации и предвари­тельной подготовки. Воспитать из нового пополнения рабочего клас­са сознательных, дисциплиниро­ванных тружеников, людей все­сторонне развитых, способных сохранить и умножить, славные традиции русских рабочих — де­ло государственной важности.

Говоря о традициях русского рабочего В. И. Ленин особенно подчеркивал такие черты, как стойкость, дисциплина, органи­зованность. Русским рабочим свойственно трудолюбие, любовь к своей профессии, мастерство, добросовестное отношение к делу.

М. И. Калинин в одном из сво­их выступлений, посвященных воспитанию молодежи, говорил: «На заводах имеется значитель­ный слой рабочих профессиона­лов, для которых лишиться рабо­ты равносильно тому, чтобы ли­шиться смысла жизни. Такие люди, состарившись или в силу болезни, будучи вынуждены оста­вить работу, как будто бы наполовину теряют себя, потому что привыкли к груду, любят свою профессию, и, потеряв ее, лиша­ются как бы опоры в жизни. Мы хотим, чтобы эти качества любви к труду в той или иной степени были воспитаны у наших молодых рабочих».

Трудно переоценить роль масте­ра, роль старого кадрового рабо­чего в воспитании этих качеств в нашей молодежи. Мастер — центральная фигура на производ­стве это одновременно началь­ник, организатор и воспитатель. Мастер ближе всех стоит к ра­бочему, дает ему задания, про­веряет их выполнение, обучает нужному ремеслу. Ему лучше, чем кому-либо, известны достоин­ства и недостатки каждого рабо­чего. Мастер облечен большими правами.

Жизнь показывает, что у хоро­шего мастера молодежь быстро овладевает квалификацией и производственным мастерством.

Следует сказать, что наши ма­стера любовно растят молодежь, передают ей свое уменье, свое мастерство. Многие мастера ста­раются глубоко разбираться в переживаниях и стремлениях мо­лодежи, чутко и внимательно на­правлять ее развитие по пра­вильному пути.

Вот некоторые откровенные от­зывы молодых рабочих о ма­стере-коммунисте тов. М. Г. Резниченко из цеха т. Тимохова.

- Наш мастер простой в обращении, чуткий и внимательный человек. Если допустил ошибку, он растолкует, почему она про­изошла и как ее не допустить в дальнейшем.

- Если сделаешь брак, он не кричит, а вначале разберется, в чем причина — или от настройки или от метчиков.

— Мастер мне нравится. Он беседует с нами, читает газеты, бывает в молодежном общежитии.

- Когда нужно, он подбодрит, поможет, а там, где нужно, креп­ко потребует — не отвертишься.

Молодые рабочие гордятся сво­им мастером, считают за честь у него работать. Все рабочие, ко­торыми руководит мастер Резни­ченко, а это преимущественно молодежь, подростки, перевыпол­няют план, дают высокое каче­ство продукции. Не было ни од­ного случая нарушения дисцип­лины.

Успешно справляется со свои­ми задачами другой мастер этого цеха тов. Хайдуков. В феврале этого года у него было 40 рабо­чих, а план переделом выполнялся на 93 процента. Сейчас на переделе 33 рабочих, план вы­полняется на 110—114 процентов. В чем дело? Мастер Хайдуков повседневно интересуется работой молодежных бригад — Алексее­ва, Сюткина, Онориной, Луниной, заботится о гласности соревно­вания этих бригад и отдельных рабочих, о правильной организа­ции труда и рабочего места.

Можно назвать мастеров Ивана Ивановича Глушкова, Александра Макаровича Оборина, Ивана Сер­геевича Шушалыкова, Дмитрия Васильевича Асанова и других, которые пользуются среди моло­дежи заслуженным авторитетом, ибо она видит в них опытных, требовательных, любящих свое дело командиров производства. Они терпеливо учат молодежь не зазнаваться при достижении ус­пеха и быть стойкими, когда встречаются трудности.

От чего зависит авторитет ма­стера?

Прежде всего и раньше всего от того, как мастер знает свое дело, как болеет душой за вы­полнение государственных пла­нов и заданий. Только хорошо квалифицированный в своей об­ласти мастер, знаток дела, любя­щий его, может привить молоде­жи любовь к профессии, чувство профессиональной чести.

Непременным условием автори­тета мастера является и хорошее знание им своих прав и обязанностей, непреклонное их исполнение, дисциплинирован­ность, подтянутость, правдивость.

Что можно оказать о мастере, который на заявление молодого рабочего по поводу того, что у него нет молотка, посоветовал «стянуть» молоток у кого-либо!? Такой мастер толкает молодого рабочего на преступление, на на­рушение элементарных требова­ний дисциплины и порядка в це­хе, то-есть как раз на нарушение того, за что мастер особенно дол­жен болеть душой.

Долг мастера — неустанно прививать молодежи культурные навыки, приучать ее к порядку.

К месту сегодня вспомнить следующий эпизод из жизни знатного человека нашей страны Ивана Гудова. Гудов начал ста­хановскую организацию рабочего места именно с того, что навел образцовый порядок в тумбочке для инструмента, решил поста­вить дело так, чтобы во время работы ничего не надо было ис­кать. Когда он обил тумбочку белой клеенкой, кто-то засмеялся:

-Чудак, Гудов, скоро твоя клеенка все равно станет черной.

Но Гудов знал, что делал, он рассчитывал на сознательность: на белом лучше видны черные пятна, человек посовестится и вытрет инструмент, прежде чем положить его в тумбу.

Внутри тумбы Гудов сделал перегородки и каждой вещи от­вел постоянное место. Это изба­вило его от лишних движений, от поисков нужного инструмента. Ключи он отполировал. Когда его спросили: «Зачем это, Гудов?» — он ответил:

- Во-первых, рабочие берут друг у друга ключи и не узна­ешь, кто взял, а у меня ключи сразу узнаешь: отполированы да фамилия на них написана. Во- вторых, отполированный ключ внушает к себе уважение. По та­кому ключу не ударишь болван­кой или чем-нибудь еще.

Так требовательно относятся к организации рабочего места и порядку, к культуре прославлен­ные мастера высокой производи­тельности труда. На их примете мы должны воспитывать моло­дежь.

Известно, например, что станок требует смазки. Но ведь это во­все не значит, что вместе со станком надо замасливать рабо­чее место. Известно далее, что сила света загрязненной лампы очень сильно уменьшается. Как же после этого мастеру не поза­ботиться о том, чтобы лампочки были чистыми?

Если мастер каждый день» каж­дый час будет напоминать, что нельзя давать высокую выработ­ку, если запущено рабочее место, грязен инструмент и не в поряд­ке станок, что недалеко до брака, если в пыли лежат измеритель­ные инструменты, — он добьется своего, приучит молодых рабочих к порядку.

Какой культуры и порядка можно, скажем, ждать от мастера Крамер, если он ходит всегда не­ряшливо одетым, небритым. Че­му у него может научиться мо­лодежь? Внешняя неопрятность, как правило, приводит и к бес­культурью на производстве.

Не все мастера еще заботятся о творческом росте молодых ра­бочих, порой считают обучение законченным, если рабочий овла­дел специальностью. Нередко не­дооценивается, например, такое дело, как переход молодых рабо­чих на самонастройку, повышение разрядности, совмещение про­фессий.

Мастер, помимо того, что он командир, организатор производ­ства, является еще и воспитате­лем. Он должен хорошо знать людей, которыми руководит, каж­дого рабочего, в особенности мо­лодого. Только при этом условии можно найти правильный подход к молодому рабочему, знать, на что он способен, где больше при­несет пользы.

У юношей и девушек имеются спои способности, привычки, на­клонности. «От одной матки, да не один ребятки», — говорит пословица. Для одного достаточно ободряющего слова, для другого — совета, третьему нужно серьез­ное внушение. Почетный мастер завода т. Лихачева рассказыва­ет, что хорошее знание особенно­стей характера всех молодых ра­бочих помогает лучше использовать их способности и обеспечивать систематическое перевыпол­нение плана.

Мастер Шушалыков рассказы­вает:

— Очень много значит, как по­дойти к молодому рабочему. Я обратил внимание, что работница П. была рассеянной и невнимательной. Долгое время она не сознавалась, в чем дело. Потом удалось узнать, что она взяла заимообразно большую сумму де­нег и, чтобы расплатиться, при­шлось себе во многом оказы­вать, порой даже в пище. Ей по­могли, подбодрили. Сейчас ока работает на двух станках, просит, чтобы ей дали три станка.

Начинать знакомство надо с первого дня. Пришел в цех моло­дой рабочий, мастер должен прежде всего побеседовать с ним, узнать откуда он, что его инте­ресует, где его родители, где он будет жить, расспросить знает ли он трудовое законодательство военного времени, напомнить, что нельзя болтать о том, что де­лается в цехах, рассказать о за­воде, его знатных людях, его традициях.

Рассмотрим вопрос о требовательности. Опыт работы передовых мастеров учит, что там, где мастер повседневно и спра­ведливо требователен, не приходится жаловаться на недостаток дисципли­ны, невыполнение указаний и прибегать к взысканиям и нака­заниям.

Но нередко имеют место ошиб­ки. Отдельные мастера пытаются быть требовательными как-то придирчиво, бестолково, не при­нимают во внимание возможности молодого рабочего, его квалифи­кацию, особенности характера. В таких случаях нередко требова­тельность путается с грубостью, окриком и даже бранным словом, что способно только снизить ав­торитет мастера.

Что, скажем, толку в том, ес­ли мастера Мокрушин и Бобков нередко допускают неприличные выражения или даже оскорбле­ния по адресу рабочих? Свое не­умение руководить людьми и ра­ботать с ними они пытаются восполнить грубостью.

Таким мастерам хочется на­помнить теплое задушевное пись­мо, с которым в свое время об­ратились старейшие производст­венники завода «Красное Сормо­во» к молодым рабочим:

«Добро пожаловать в рабочую семью. Вам, молодым... рабочим, наш отцовский наказ: всегда и везде поддерживать и хранить славные традиции нашего рабо­чего класса.

Вам вверят ставки, инструмен­ты, материалы. Все это— народное добро, которое создавали ва­ши отцы и братья. Лично у нас, потомственных рабочих, годами вырабатывалась привычка беречь станок, инструменты, экономно расходовать материалы. Бережли­вость коммунистическая черта, присущая коммунистическим ра­бочим. И вам, молодым рабочим, мы наказываем беречь свой ста­нок, инструмент, как боец вин­товку. Будьте экономными везде и всюду, в том числе и в лич­ном бюджете. Советскому рабоче­му чуждо всякое растранжирива­ние и расточительство. Надо уме­ло и с пользой расходовать тру­довые рубли.

Вы, юные товарищи, начинаете работать на таких заводах, кото­рые оснащены новейшей техни­кой. Скажем вам откровенно, что сначала вы можете встретиться с трудностями. Для того, чтобы их преодолеть, надо учиться и учиться, познавать высоты техники. Идите в технические круж­ки, стахановские школы, на кур­сы мастеров социалистического труда. Поступайте в вечерние средине школы.

Что касается нас, старых кад­ровиков, то мы готовы притти на помощь молодым рабочим, передать вам свой опыт.

Дорогие товарищи, вы всту­пили на широкую дорогу трудо­вой самостоятельной жизни. За­ботами Родины, лично товарища Сталина вы стали квалифициро­ванными советскими рабочими В чистоте держите это звание. Ра­бочий — это звучит гордо».

Вчитайтесь и вдумайтесь в эти слова, тт. Мокрушин и Бобков. Как много в них отцовской забо­ты о молодежи, о ее воспитании, ее будущем. Критически посмот­рите, как заботитесь вы о моло­дых рабочих, которых вам дове­рили обучать и воспитывать.

Война требует от нашего на­рода от нашей молодежи боль­ших жертв, большого напряже­ния. Многие юноши и девушки лишились родителей, близких родственников, оторваны от семьи. Очень важно, чтобы мо­лодежь считала мастера родным человеком, делилась с ним свои­ми мыслями и думами, будучи в твердой уверенности, что встре­тит теплое, искреннее участие. Чтобы мастер советовал, как пра­вильно построить свой бюджет, чтобы пришел в общежитие, по­интересовался, как идет житье - бытье, чтобы позаботился о том, чтобы молодой рабочий во-время показался врачу.

Очень важно, чтобы мастер всемерно содействовал укрепле­нию дружбы, сплочению молодых рабочих. Чтобы у мастеров с комсомольскими организациями был самый тесный контакт.

Выше уже говорилось, что пра­вильно воспитать молодого рабочего—это значит не только во­оружить его знанием ремесла, профессией, но и высоким поли­тическим сознанием. Мастер, не­зависимо от того, коммунист он, комсомолец или беспартийный, должен считать своей обязан­ностью проводить политическую работу, добиваться, чтобы молодой рабочий всем сердцем понял, что и от его труда зависит ско­рейшее победоносное окончание войны.

Надо внушить молодому рабо­чему, что он, переступив завод­ской порог, вливается в ряды русского рабочего класса, самого революционного рабочего класса, который сыграл огромную роль в истории нашей Родины и в жиз­ни всего человечества. Долг ма­стера, бригадира, комсомольской организации—развивать, расши­рять и поощрять в среде моло­дежи патриотический, трудовой азарт.

Мы взяли на себя смелость высказать некоторые мысли о роли мастера в производственном обучении и воспитании молодых рабочих. Факты, приводимые выше, взяты из практики рабо­ты мастеров Лысьвенского метал­лургического завода. Они, как вам кажется, имеют место и на других предприятиях.

А. СЕМЕНОВ— секретарь Молотовского обко­ма ВЛКСМ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: завод