Мастер и молодой рабочий
О некоторых вопросах производственного обучения и воспитания заводской молодежи
В некоторых цехах Лысьвенского металлургического завода областной комитет ВЛКСМ провел собрания мастеров, на обсуждение которых был поставлен вопрос о роли мастера в производственном обучении и воспитании молодых рабочих. В обмене мнениями приняли активное участие, помимо мастеров, начальники смен и отделений, секретари цеховых партийных и комсомольских организаций.
Война потребовала вовлечения в производство многих тысяч юношей, девушек, впервые вступающих на самостоятельный жизненный путь. Наши предприятия непрерывно пополняются как за счет выпускников ремесленных училищ и школ ФЗО, так и за счет молодежи, которая приходит на предприятие, не имея необходимой квалификации и предварительной подготовки. Воспитать из нового пополнения рабочего класса сознательных, дисциплинированных тружеников, людей всесторонне развитых, способных сохранить и умножить, славные традиции русских рабочих — дело государственной важности.
Говоря о традициях русского рабочего В. И. Ленин особенно подчеркивал такие черты, как стойкость, дисциплина, организованность. Русским рабочим свойственно трудолюбие, любовь к своей профессии, мастерство, добросовестное отношение к делу.
М. И. Калинин в одном из своих выступлений, посвященных воспитанию молодежи, говорил: «На заводах имеется значительный слой рабочих профессионалов, для которых лишиться работы равносильно тому, чтобы лишиться смысла жизни. Такие люди, состарившись или в силу болезни, будучи вынуждены оставить работу, как будто бы наполовину теряют себя, потому что привыкли к груду, любят свою профессию, и, потеряв ее, лишаются как бы опоры в жизни. Мы хотим, чтобы эти качества любви к труду в той или иной степени были воспитаны у наших молодых рабочих».
Трудно переоценить роль мастера, роль старого кадрового рабочего в воспитании этих качеств в нашей молодежи. Мастер — центральная фигура на производстве это одновременно начальник, организатор и воспитатель. Мастер ближе всех стоит к рабочему, дает ему задания, проверяет их выполнение, обучает нужному ремеслу. Ему лучше, чем кому-либо, известны достоинства и недостатки каждого рабочего. Мастер облечен большими правами.
Жизнь показывает, что у хорошего мастера молодежь быстро овладевает квалификацией и производственным мастерством.
Следует сказать, что наши мастера любовно растят молодежь, передают ей свое уменье, свое мастерство. Многие мастера стараются глубоко разбираться в переживаниях и стремлениях молодежи, чутко и внимательно направлять ее развитие по правильному пути.
Вот некоторые откровенные отзывы молодых рабочих о мастере-коммунисте тов. М. Г. Резниченко из цеха т. Тимохова.
- Наш мастер простой в обращении, чуткий и внимательный человек. Если допустил ошибку, он растолкует, почему она произошла и как ее не допустить в дальнейшем.
- Если сделаешь брак, он не кричит, а вначале разберется, в чем причина — или от настройки или от метчиков.
— Мастер мне нравится. Он беседует с нами, читает газеты, бывает в молодежном общежитии.
- Когда нужно, он подбодрит, поможет, а там, где нужно, крепко потребует — не отвертишься.
Молодые рабочие гордятся своим мастером, считают за честь у него работать. Все рабочие, которыми руководит мастер Резниченко, а это преимущественно молодежь, подростки, перевыполняют план, дают высокое качество продукции. Не было ни одного случая нарушения дисциплины.
Успешно справляется со своими задачами другой мастер этого цеха тов. Хайдуков. В феврале этого года у него было 40 рабочих, а план переделом выполнялся на 93 процента. Сейчас на переделе 33 рабочих, план выполняется на 110—114 процентов. В чем дело? Мастер Хайдуков повседневно интересуется работой молодежных бригад — Алексеева, Сюткина, Онориной, Луниной, заботится о гласности соревнования этих бригад и отдельных рабочих, о правильной организации труда и рабочего места.
Можно назвать мастеров Ивана Ивановича Глушкова, Александра Макаровича Оборина, Ивана Сергеевича Шушалыкова, Дмитрия Васильевича Асанова и других, которые пользуются среди молодежи заслуженным авторитетом, ибо она видит в них опытных, требовательных, любящих свое дело командиров производства. Они терпеливо учат молодежь не зазнаваться при достижении успеха и быть стойкими, когда встречаются трудности.
От чего зависит авторитет мастера?
Прежде всего и раньше всего от того, как мастер знает свое дело, как болеет душой за выполнение государственных планов и заданий. Только хорошо квалифицированный в своей области мастер, знаток дела, любящий его, может привить молодежи любовь к профессии, чувство профессиональной чести.
Непременным условием авторитета мастера является и хорошее знание им своих прав и обязанностей, непреклонное их исполнение, дисциплинированность, подтянутость, правдивость.
Что можно оказать о мастере, который на заявление молодого рабочего по поводу того, что у него нет молотка, посоветовал «стянуть» молоток у кого-либо!? Такой мастер толкает молодого рабочего на преступление, на нарушение элементарных требований дисциплины и порядка в цехе, то-есть как раз на нарушение того, за что мастер особенно должен болеть душой.
Долг мастера — неустанно прививать молодежи культурные навыки, приучать ее к порядку.
К месту сегодня вспомнить следующий эпизод из жизни знатного человека нашей страны Ивана Гудова. Гудов начал стахановскую организацию рабочего места именно с того, что навел образцовый порядок в тумбочке для инструмента, решил поставить дело так, чтобы во время работы ничего не надо было искать. Когда он обил тумбочку белой клеенкой, кто-то засмеялся:
-Чудак, Гудов, скоро твоя клеенка все равно станет черной.
Но Гудов знал, что делал, он рассчитывал на сознательность: на белом лучше видны черные пятна, человек посовестится и вытрет инструмент, прежде чем положить его в тумбу.
Внутри тумбы Гудов сделал перегородки и каждой вещи отвел постоянное место. Это избавило его от лишних движений, от поисков нужного инструмента. Ключи он отполировал. Когда его спросили: «Зачем это, Гудов?» — он ответил:
- Во-первых, рабочие берут друг у друга ключи и не узнаешь, кто взял, а у меня ключи сразу узнаешь: отполированы да фамилия на них написана. Во- вторых, отполированный ключ внушает к себе уважение. По такому ключу не ударишь болванкой или чем-нибудь еще.
Так требовательно относятся к организации рабочего места и порядку, к культуре прославленные мастера высокой производительности труда. На их примете мы должны воспитывать молодежь.
Известно, например, что станок требует смазки. Но ведь это вовсе не значит, что вместе со станком надо замасливать рабочее место. Известно далее, что сила света загрязненной лампы очень сильно уменьшается. Как же после этого мастеру не позаботиться о том, чтобы лампочки были чистыми?
Если мастер каждый день» каждый час будет напоминать, что нельзя давать высокую выработку, если запущено рабочее место, грязен инструмент и не в порядке станок, что недалеко до брака, если в пыли лежат измерительные инструменты, — он добьется своего, приучит молодых рабочих к порядку.
Какой культуры и порядка можно, скажем, ждать от мастера Крамер, если он ходит всегда неряшливо одетым, небритым. Чему у него может научиться молодежь? Внешняя неопрятность, как правило, приводит и к бескультурью на производстве.
Не все мастера еще заботятся о творческом росте молодых рабочих, порой считают обучение законченным, если рабочий овладел специальностью. Нередко недооценивается, например, такое дело, как переход молодых рабочих на самонастройку, повышение разрядности, совмещение профессий.
Мастер, помимо того, что он командир, организатор производства, является еще и воспитателем. Он должен хорошо знать людей, которыми руководит, каждого рабочего, в особенности молодого. Только при этом условии можно найти правильный подход к молодому рабочему, знать, на что он способен, где больше принесет пользы.
У юношей и девушек имеются спои способности, привычки, наклонности. «От одной матки, да не один ребятки», — говорит пословица. Для одного достаточно ободряющего слова, для другого — совета, третьему нужно серьезное внушение. Почетный мастер завода т. Лихачева рассказывает, что хорошее знание особенностей характера всех молодых рабочих помогает лучше использовать их способности и обеспечивать систематическое перевыполнение плана.
Мастер Шушалыков рассказывает:
— Очень много значит, как подойти к молодому рабочему. Я обратил внимание, что работница П. была рассеянной и невнимательной. Долгое время она не сознавалась, в чем дело. Потом удалось узнать, что она взяла заимообразно большую сумму денег и, чтобы расплатиться, пришлось себе во многом оказывать, порой даже в пище. Ей помогли, подбодрили. Сейчас ока работает на двух станках, просит, чтобы ей дали три станка.
Начинать знакомство надо с первого дня. Пришел в цех молодой рабочий, мастер должен прежде всего побеседовать с ним, узнать откуда он, что его интересует, где его родители, где он будет жить, расспросить знает ли он трудовое законодательство военного времени, напомнить, что нельзя болтать о том, что делается в цехах, рассказать о заводе, его знатных людях, его традициях.
Рассмотрим вопрос о требовательности. Опыт работы передовых мастеров учит, что там, где мастер повседневно и справедливо требователен, не приходится жаловаться на недостаток дисциплины, невыполнение указаний и прибегать к взысканиям и наказаниям.
Но нередко имеют место ошибки. Отдельные мастера пытаются быть требовательными как-то придирчиво, бестолково, не принимают во внимание возможности молодого рабочего, его квалификацию, особенности характера. В таких случаях нередко требовательность путается с грубостью, окриком и даже бранным словом, что способно только снизить авторитет мастера.
Что, скажем, толку в том, если мастера Мокрушин и Бобков нередко допускают неприличные выражения или даже оскорбления по адресу рабочих? Свое неумение руководить людьми и работать с ними они пытаются восполнить грубостью.
Таким мастерам хочется напомнить теплое задушевное письмо, с которым в свое время обратились старейшие производственники завода «Красное Сормово» к молодым рабочим:
«Добро пожаловать в рабочую семью. Вам, молодым... рабочим, наш отцовский наказ: всегда и везде поддерживать и хранить славные традиции нашего рабочего класса.
Вам вверят ставки, инструменты, материалы. Все это— народное добро, которое создавали ваши отцы и братья. Лично у нас, потомственных рабочих, годами вырабатывалась привычка беречь станок, инструменты, экономно расходовать материалы. Бережливость коммунистическая черта, присущая коммунистическим рабочим. И вам, молодым рабочим, мы наказываем беречь свой станок, инструмент, как боец винтовку. Будьте экономными везде и всюду, в том числе и в личном бюджете. Советскому рабочему чуждо всякое растранжиривание и расточительство. Надо умело и с пользой расходовать трудовые рубли.
Вы, юные товарищи, начинаете работать на таких заводах, которые оснащены новейшей техникой. Скажем вам откровенно, что сначала вы можете встретиться с трудностями. Для того, чтобы их преодолеть, надо учиться и учиться, познавать высоты техники. Идите в технические кружки, стахановские школы, на курсы мастеров социалистического труда. Поступайте в вечерние средине школы.
Что касается нас, старых кадровиков, то мы готовы притти на помощь молодым рабочим, передать вам свой опыт.
Дорогие товарищи, вы вступили на широкую дорогу трудовой самостоятельной жизни. Заботами Родины, лично товарища Сталина вы стали квалифицированными советскими рабочими В чистоте держите это звание. Рабочий — это звучит гордо».
Вчитайтесь и вдумайтесь в эти слова, тт. Мокрушин и Бобков. Как много в них отцовской заботы о молодежи, о ее воспитании, ее будущем. Критически посмотрите, как заботитесь вы о молодых рабочих, которых вам доверили обучать и воспитывать.
Война требует от нашего народа от нашей молодежи больших жертв, большого напряжения. Многие юноши и девушки лишились родителей, близких родственников, оторваны от семьи. Очень важно, чтобы молодежь считала мастера родным человеком, делилась с ним своими мыслями и думами, будучи в твердой уверенности, что встретит теплое, искреннее участие. Чтобы мастер советовал, как правильно построить свой бюджет, чтобы пришел в общежитие, поинтересовался, как идет житье - бытье, чтобы позаботился о том, чтобы молодой рабочий во-время показался врачу.
Очень важно, чтобы мастер всемерно содействовал укреплению дружбы, сплочению молодых рабочих. Чтобы у мастеров с комсомольскими организациями был самый тесный контакт.
Выше уже говорилось, что правильно воспитать молодого рабочего—это значит не только вооружить его знанием ремесла, профессией, но и высоким политическим сознанием. Мастер, независимо от того, коммунист он, комсомолец или беспартийный, должен считать своей обязанностью проводить политическую работу, добиваться, чтобы молодой рабочий всем сердцем понял, что и от его труда зависит скорейшее победоносное окончание войны.
Надо внушить молодому рабочему, что он, переступив заводской порог, вливается в ряды русского рабочего класса, самого революционного рабочего класса, который сыграл огромную роль в истории нашей Родины и в жизни всего человечества. Долг мастера, бригадира, комсомольской организации—развивать, расширять и поощрять в среде молодежи патриотический, трудовой азарт.
Мы взяли на себя смелость высказать некоторые мысли о роли мастера в производственном обучении и воспитании молодых рабочих. Факты, приводимые выше, взяты из практики работы мастеров Лысьвенского металлургического завода. Они, как вам кажется, имеют место и на других предприятиях.
А. СЕМЕНОВ— секретарь Молотовского обкома ВЛКСМ.