Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

На фронтах отечественной войны: Героические дела балтийских летчиков

Газета «"Звезда"» №236 от 05.10.1941
Автор статьи: Крохалев
Текст документа:

НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ГЕРОИЧЕСКИЕ ДЕЛА БАЛТИЙСКИХ ЛЕТЧИКОВ

Журнал боевых действий части красноречиво рассказывает о выдающихся примерах героизма и мужества славных балтийских соколов. Сухие, лаконичные записи, сделанные в нем, нельзя читать без волнения. Вот несколько эпизодов боевых действий летчиков-балтийцев.

Экипаж самолета в составе летчика - старшего лейтенанта тов. Лебедь, штурмана старшего лейтенанта тов. Бажанова и стрелка-радиста сержанта тов. Попова сделал уже 58 боевых вылетов. Около 200 часов провели в воздухе с полным боевым грузом эти отважные люди, из них многие часы на боевом курсе под ураганным огнем зенитной артиллерии и зенитных пулеметов врага. И все же экипаж выходил из всех этих боевых операций без единого поражения, не имея ни малейшей задержки с вылетом по приказу командования. Это огромная заслуга не только экипажа самолета, но и всего технического состава тт. Бедарева, Арчакова, Астрадамова и инженера Ильинского.

Самые сложные и разнообразные задания командования выполнял экипаж под руководством тов. Лебедь. Он громил ненавистного врага на море и на суше, его бомбы крушили наземные объекты и морские транспорты, танки и броневики, машины с пехотой. Самолет летчика т. Лебедь обрушивался на колонны немецких солдат, идущих к фронту. Несмотря ни на какие преграды, ни на какие трудности, его экипаж никогда не сворачивал с боевого курса.

Таких экипажей, закаленных в боях, мужественных, стойких и преданных своей родине, любимому Сталину, в части много.

Нам стало известно, что противник начал на транспортах интенсивную переброску солдат и материальной части в район В. Разведка, сообщила, что крупный транспорт в сопровождении двух эсминцев и нескольких торпедных катеров следует в порт В. Старшему лейтенанту тов. Лебедь было приказано в группой самолетов вылететь в море и не дать возможности фашистским войскам дойти до берега, уничтожить транспорт еще в пути.

Это задание было выполнено точно. Транспорт водоизмещением в 8000 тонн ушел на дно Балтийского моря. Фашистов не спасла ни ураганные залпы зениток, ни хитрость. Соколы-балтийцы не испугались заградительного огня, бомбы ложились точно в цель. Успех этой операции во многом был решен отличной работой штурмана старшего лейтенанта тов. Бажанова. Он произвел точный расчет и навел самолеты на боевой курс. Через 5—6 секунд весь боевой груз был обрушен прямо на голову врага.

Такая же, примерно, участь постигла и другой транспорт, шедший в порт Р. В результате прямого попадания 250-килограммовой бомбы транспорт загорелся и затонул, когда самолет тов. Лебедь не успел еще отойти от цели.

Взаимная выручка в бою, взаимодействие авиации, флота и береговой артиллерии - эти уставные требования хорошо усвоены летчиками части.

Одно время боевой работе гарнизона Ханко сильно мешал броненосец противника. Он подходил на малую дистанцию к полуострову и, маскируясь шхерами, под прикрытием ночи, вел огонь по нашей территории. Подразделению капитана Карпова была поставлена задача унять фашистский броненосец. Капитан Карпов и штурман Анатолий Кононов повели свое подразделение на помощь нашим войскам, береговым батареям и кораблям славного Ханко. И на этот раз наши летчики отлично справились с задачей. При подходе к цели противник открыл по нашим самолетам интенсивный огонь. Зенитки гремели без умолку. Но самолеты шли твердо по намеченному курсу. Прямым попаданием бомб подразделение капитана Карпова вывело корабль противника из строя. Враги поспешно увели его на буксире в свой порт, и он долго не показывался.

Выполняя боевой приказ командования, летчики, штурманы, стрелки и радисты части готовились нанести удар по транспортам в Ирбенском проливе. По данным разведки было известно, что группа истребителей «Мессершмитт» патрулирует караван судов. Наши бомбардировщики подошли к цели со стороны солнца и были замечены истребителями противника только после того, когда бомбы начали рваться у кораблей, на кораблях, а зенитки открыли беспорядочную стрельбу. Истребители бросились в атаку. Задача нашими экипажами была выполнена. При отходе от цели экипаж самолета тов. Лебедь увидел, что к хвосту самолета его товарища летчика Добросельского пристраивается истребитель противника. Лебедь немедленно ринулся на выручку товарищу. Схватка происходила над водным простором. Маневрируя в бою, самолеты снизились до воды. Самолет летчика Лебедь догнал истребитель противника и ураганным огнем заставил стервятника отойти от самолета Добросельского. Еще через несколько секунд «Мессершмитт- 110» вспыхнул факелом и рухнул в морскую пучину. Все наши экипажи благополучно вернулись на свой аэродром и Добросельский рассказывал товарищам, как его выручили из беды Лебедь и штурман Бажанов.

В другом воздушном бою, при возвращении с задания, был выведен из строя один мотор самолета летчика Смирнова. Это заметил старший лейтенант Дергачев и решил не выпускать из виду боевого товарища. Вдруг к самолету Смирнова подлетел стервятник «М -109» и дал несколько очередей. Дергачев видит, что Смирнову тяжело вести бой на подбитой машине. Быстро решает он принять бой на себя и выручить товарища. Зайдя в хвост вражескому истребителю, он сбил его и тут же вступил в бой с другими истребителями. Экипаж самолета т. Смирнова был спасен.

Так воюют, защищая родину, гордые соколы Балтики. В любую погоду, в любое время дня и ночи они выполняют самые сложные и ответственные задания, громят фашистских гадов.

Герой Советского Союза полковник Крохалев

Статья прислана тов. Крохалевым для «Звезды».

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Авиация; Герои войны