Общеизвестно, что успех производственной программы, решается в низовых звеньях — бригадах, группах, участках. В связи с этим исключительное значение приобретает роль мастера, как организатора рабочих на выполнение плана. Однако, мастер, являющийся центральной фигурой на производстве, успешно справится со своей задачей лишь тогда, когда он должным образом будет работать с людьми, и в свою очередь с ним самим будут работать вышестоящие руководители, давая возможность осуществлять предоставленные ему широкие права.
К сожалению, на ряде заводов города Молотова мастера ущемлены в своих правах, не распоряжаются по своему усмотрению вверенными им коллективами рабочих.
Начальники цехов зачастую не считаются с мнениями мастеров, вмешиваются в их функции, отдают распоряжения рабочим через голову мастеров.
Такое положение совершенно ненормально. Необходимо установить, чтобы все распоряжения цеховой администрации передавались рабочим только через мастеров, которые и отвечают за их выполнение. Мастера следует разгрузить от несвойственных ему функций; выписки нарядов, простойных листков, получения деталей, заготовок и т. п, с тем, чтобы свое основное внимание он мог уделить техническому инструктажу рабочих, качеству продукции, правильному распределению работ, обеспечению дисциплины и порядка на участке, развитию стахановского движения и соревнования.
Необходимо учесть, что мастер в наше время обязан быть неё только организатором производства, но и воспитателем молодежи, в большом количестве пополнившей ряды рабочего класса.
К молодым, впервые попавшим в производственные условия рабочим и работницам, нужен особый подход. Нужно знать их интересы, требования, нужды.
Мастер должен быть для молодежи не только техническим инструктором, но и образцом дисциплинированности, культурного поведения, человеком с широким кругозором.
В числе мастерового состава на нашем заводе имеется не мало замечательных людей. Такими являются хорошо известные всему завод- скому коллективу т.т. Порошин, Тетенко, Ветчинкин. Воронов, Дмитриенко, Вахрамеев и многие другие,
Все же основная масса мастеров по своему общему и техническому развитию деловым качествам и умению воспитывать молодежь стоит еще далеко не на высоте требований, пред’являемых жесткими условиями военного времени.
У нас с мастерами очень мало работают, их мало инструктируют, мало заботятся о повышении их квалификации.
Почти единственным способом работы с нашими мастерами являются цеховые оперативные совещания, Однако они в большинстве своем сводятся, главным образом, к решению узкооперативных вопросов суточной программы и не дают производственного. развития, не повышают общего культурного уровня участников.
Как же наиболее рационально поставить дело повышения квалификации мастеров?
Практика проведения чисто теоретических занятий (курсы повышения квалификации мастеров) не даст достаточно удовлетворительных вых результатов. Кроме теоретических занятий необходимо проводить 2—3 раза в месяц общезаводские производственно-технические совещания мастеров с участием не только начальников цехов, но и представителей дирекции завода.
На этих совещаниях должны ставиться доклады по наиболее практически важным для мастеров вопросам цеховой деятельности, после чего должны следовать выступления мастеров и руководителей соответствующих цеховых служб в порядке обмена опытом, о постановке дела (по соответствующей теме) на руководимых ими участках.
Основными темами докладов должны являться: экономика производства, календарное планирование и диспетчеризация, общие принципы технологии и технормирования, рациональная эксплоатация оборудования и инструментария, качество продукции, вопросы техники безопасности и промсанитарии, воспитания молодых рабочих, соцбытового обслуживания рабочих, рационального построения рабочего дня. мастера и т; п.
Доклады нужно строить применительно к конкретным условиям каждого завода, в частности с учетом лоточного метода, работы по суточному графику и богато их иллюстрировать примерами из практики. Очень важно дать доклад на тему: «Как организован и как работает наш завод», который даст мастерам общее представление о заводе в целом.
Подобные производственные совещания, где может быть установлен личный контакт с мастерами, помогут руководству завода лучше узнать положение в цехах, ближе изучить мастеров, их запросы, заглянуть в их душу, а самим мастерам — расширить свой кругозор и перенести на свои группы положительный опыт других товарищей. Такие совещания уже с успехом проводятся на нашем заводе.
Совещания должны воспитывать мастеров в духе преодоления трудностей, проявления максимальной энергии и технической инициативы, способности быстро принимать. решения в духе заботы о людях, строжайшей дисциплины, обеспечения выполнения задания при любых условиях.
После проведения серии вышеуказанных совещаний и повышения общей и технической квалификации наших старших мастеров—необходимо провести аттестации мастеров и распределить их по категориям.
Вслед за аттестацией должна быть проведена перетарификация мастеров в соответствии с присвоенными им квалификационными категориями и создание им дифференцированных бытовых условий.
Следует отметить, что на вашем заводе, например, часто встречается несоответствие между сложностью и ответственностью отдельных производственных участков и квалификаций и деловыми качествами их руководителей.
В ряде цехов сравнительно слабые мастера руководят решающими участками и, наоборот. сильные мастера «спокойно» стоят во главе второстепенных, или очень небольших производственных групп.
Пора подумать и об организации резерва мастеров. В случаях внезапных выходов из строя мастеров (болезнь, семейные обстоятельства, перевод на другую работу, увольнения и т; д,} обычно вместо них назначаются случайные, неподготовленные люди.
Для обеспечения максимальной взаимозаменяемости мастеров необходимо начальникам цехов заранее создавать резерв из числа сменных мастеров, нормировщиков, технологов, время от времени давая им соответствующие задания и работая над их подготовкой.
Несколько слов о рабочем месте наших старших мастеров. Культура и организованность нужны не толь
ко на рабочих местах станочников и сборщиков. Далеко не маловажную роль играют рабочие места мастеров.
Старшему мастеру группы почти всегда до начала и окончания смены необходима собрать сменных мастеров, бригадиров, просмотреть сменные задания, подписать документацию. Однако многие наши мастера вообще, не имея своего рабочего места (стола, стойки, пульта), вынуждены это делать на ходу.
Даже там, где мастера имеют свои конторки, можно увидеть расшатанный стол, изломанный шкаф, грязную скамейку, пыльные полки с книгами - вот и вся «меблировка». Далеко не все эти «кабинеты» имеют даже диспетчерский телефон. Между тем на ряде передовых заводов, работающих по потоку, вводят даже автоматическую сигнализацию от станков к конторкам о мастеров с таким расчетом, чтобы в поле зрения мастеров был весь поток, каждый его станок.
Вопрос благоустройства чистоты культуры является актуальным даже в военное время. Значительную роль в деле укрепления трудовой дисциплины в повышении авторитета мастеров должно также сыграть обязательное ношение мастерами на работе отличительных знаков. Дирекцией нашего завода уже принято решение в этом отношении.
Конечно, ношение отличительного знака потребует от наших низовых командиров производства и соответствующего их внешнего вида: опрятная одежда, чистая обузь, выбритая физиономия. Все это безусловно улучшит использование мастеров, повысит их роль и правовое положение, а в результате обеспечит более высокий уровень производительности труда рабочих. завода.
В. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ — начальник. орготдела завода им. Сталина.