Было уже поздно. когда я постучался в один из новеньких домиков поселка. Дверь открыла хозяйка, квартиры Феня Яковлевна Поджарова, жена знатного забойщика, милая и застенчивая, как и все женщины, выросшие в украинской деревне. Павел Кузьмич только что вернулся из шахты, где происходило партийное собрание, и Феня Яковлевна готовила мужу ужин.
— Вот это вы хорошо сделали, — оживленно сказал Павел Кузьмич, — что заглянули ко мне домой. Квартиру мою новую посмотрите, познакомитесь с женой, с сынком. Вон, видите, как разбросался по кровати герой! А главное —поговорить надо по-душам и серьезно поговорить...
- Ну, от зразу вже й балакаты, - вмешалась Феня Яковлевна, — не дав чоловику и посыдить з дороги, ось повечеряемо, толи й балакайтэ хоч усю нич. — И, обращаясь к нам, хозяйка любезно и искренне пригласила нас к столу.
— Повечеряйтэ з нами, выпьетэ чарочку, толи й я вам дэщо расскажу. Я ж на Урали нэдавно, довго жила на Украини, багато горя от нимцив вытерпила, так шо сидайтэ. - будь ласка, за стил. Прошу вас.
Пока мои хозяева хлопотали по хозяйству, я осмотрел квартиру. Хорошую квартиру предоставили знатному горняку! Большой стол, шифоньер, комод, мягкий диван, стулья, кресло пахнут еще свежим лаком. В спальне — две кровати. На одной из них сейчас крепко спал набегавшийся за день пятилетний Слава Поджаров.
Нт небольшом столике — телефон. На стенах — семейные фотографии. Хорошо, уютно. И правильно. Поджаров трудом своим заработал и заслужил такую квартиру!
Феня Яковлевна не ошиблась. Ужин не помешал откровенной беседе, которая естественно, вертелась вокруг горняцких дел, вокруг успехов и недочетов угольного бассейна.
Я спросил, доволен ли Павел Кузьмич плодами своего славного почина, своих замечательных дел.
Поджаров оживился.
— Вот об этом-то я и хотел с вами поговорить по-душам, — ска- зал он. — Этот-то вопрос меня сильно и беспокоит в последнею. время. Нет, не доволен. Да, да, вы не удивляйтесь. Вот, послушайте, что я вам скажу:
И Поджаров продолжал. :
— Я буду говорить просто, по-шахтерски, откровенно, красивые слова подыскивать не буду... Так, вот. Вы уже знаете, что меня толкнуло к высокой производительности. Конечно, не желание побольше заработать или прогреметь. Нет! Тем, чем я стал, сделала меня война с немцами. Ненависть к этим сволочам, их зверства и бесчинства, о которых так подробно пишут наши газеты. заставили меня совершенствовать свое мастерство, чтобы давать стране много угля, каждый день, каждый день до тех пор, пока Гитлер и вся его банда не будут стерты с лица земли...
Меньше всего я думал о славе.
Но не хочу скрывать. — Я от души благодарен областному комитету партии, который поддержал меня, сделал популярными мои методы проходки. предложил комбинату распространить их во всем бассейне.
И надо правду сказать, после моего доклада. в Молотове и решения бюро обкома, комбинат, тресты и партийные организации взялись горячо за выращивание мастеров высокой добычи. В Губахе провели поджарсвскую декаду, в Половинке организовали ряд, моих бесед с горняками треста. «Сталинуголь», при нашей шахте создали под моим руководством постоянно действующий поджаровский семинар.
Все это не прошло бесследно. Бассейн, обогатился новыми поджаровцами, такими, как Евсиков и Шаповалов на шахте имени и Аббасов на Литвиненко на шахте № 4 и другие.
- Так чем же вы, недовольны, Павел Кузьмич, или вы пошутили?
— Нет, я не шутил. Вель, все то было, как я уже сказал виа. чате, сразу же после решения обкома, а сейчас?
— Неужели к вам плохо стали относиться? — насторожился я.
- Ко мне лично? Этого я не могу сказать. Видите, вот даже какую квартирку мне отвели! Но разве я, главным образом, к этому стремился? Я недоволен тем, что внимание к передаче моих методов труда, к моему опыту в последнее время сильно ослабло. Посудите сами. На шахтах сейчас произносят слова «Поджаров», «поджаровны», «по-поджаровски» и т. д. Но кто из руководителей, из инженеров. или хотя бы из лучших поджаровцев выступает теперь с вразумительными рассказами о моих методах работы? Я лично тоже не бывало на шахтах, не встречаюсь с о горняками. Комбинат открыл, как я уже сказал, специальный семинар по обучению моим методам. Семинар прошел и больше не возобновлялся и разве количество поджаровцев может нас удовлетворить? Нет, нас, людей высокой добычи, еще мало.
Я хочу, чтобы на каждой шахте были не единицы, а сотни людей, дающих очень большую выработку. Это нужно для страны, для фронта, для нашей победы. Этого, конечно, хочет и комбинат, но одного желания мало. Нужны конкретные меры, внимание, а не парадные речи о поджаровцах.
— Вот чем я недоволен, — закончил Поджаров. — Не знаю, поняли ли вы меня.
Я. конечно, понял и не возражал. Я понял, что Павел Поджаров —горячий патриот бассейна, все помыслы которого направлены на увеличение угледобычи.
Было уже достаточно поздно, и поскольку моему собеседнику нужно было завтра спускаться в забой, для новых трудовых подвигов, я пожелал ему спокойной ночи ионовых рекородов.
Вл. БАКШТ — слецкорр. «Звезды».
Пос. Половинка.
Шахта № 2 «Капитальная» треста «Сталинуголь».