Брал крестьянин щепотку сухой и холодной земли, растирал ее на ладони и вздохнув, бросал обратно и уходил с поля.
— Ничего не родит! — говорил он о родной земле,—разве только плохонькую рожь да картошку. А что больше посадишь? Ничего.
Многие называли наши места суровыми и бесплодными. И на самом деле осень не баловала плодами жителей нашего края. Долго считали старую истину о скудности полей непреложной. Но передовые колхозники и вместе с ними дети усомнились в этой истине»...
Этими словами начинается книжка «Юные преобразователи природы». Автор ее Михаил Иванович Дмитров рассказывает о том. как школьники на скудной земле у села Обва, в Карагайском районе, научились разводить сады, выращивать удивительные урожаи пшеницы, овощей, чины, кукурузы, сои, арбузов, ягод, тыквы, разных, никогда невиданных на Урале растений.
— Чудеса и только! — говорят колхозники. А Михаил Иванович улыбается и думает про себя: «То ли еще будет!».
И, действительно, нет преград смелым стремлениям к преобразованию природы у этого человека.
Михаил Иванович Дмитров — учитель Обнинской средней школы, Карагайского района. Преподает он биологию и сельское хозяйство. Почти все его ученики всегда знают его предмет отлично. Он умеет заинтересовать так. что на всю жизнь не пропадет интерес у многих его бывших учеников к предмету...
Тихо сидят ученики, так тихо, что, если где скрипнет парта, оглядываются. Нельзя шуметь, когда льется плавная, очень простая удивительно понятная печь об интересных вещах, об удивительны благах природы, которую надо любить всю жизнь.
Учитель хорошо владеет предметом. И он постоянно стремится еще и еще обогатить свои знания.
Руководимый им кружок юных натуралистов большой опытнической работой на пришкольном участке добился права участвовать в 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Детей и колхозников района Михаил Иванович неутомимо учит лелеять землю. Он первый посеял зерна сомнения в том. действительно ли земля тут бесплодна! Зерна дали урожай. Землю заставили быть ласковой. Нежные, прихотливые растения уже переносят суровую зиму, сокращаются сроки созревания, южные яблони прячут осенью под матовыми листьями оранжевые плоды свои, летом можно увидеть и вишню, и смородину, а на полевых участках редкие сорта зерновых культур.
— Научил Михаил Иванович!
У Михаила Ивановича на груди малая золотая медаль—награда выставочного комитета Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Он получал за педагогическую работу пиемии от Наркомпроса, его, как отличного преподавателя, посылали в научные экскурсии в институт селекции и генетики имени Лысенко.
В классе на уроках изучают дети колхозников труды Дарвина, Бербанка, Мичурина, Цицина. Лысенко. Ветчине имена — хорошо знакомы детям. Опыт этих ученых, их волнующие открытия и дела известны ученикам Михаила Ивановича. Учитель заботится, приходя на урок, о том, чтобы дети ушли с урока с новыми знаниями, запомнили глубоко тему. И это удается потому, что учитель широко, разносторонне знает и любит предмет. А кроме того, преподавание связано еще и с практическим изучением дела.
Идет из школы учитель. Встречные колхозники кланяются ему с уважением.
— Он у пас первый советчик, — говорят они. И действительно, в самые трудные дни для колхозов, когда много работников ушло на фронт, а новые работники—женщины да дети еще плохо справлялись с делом, помощь Михаила Ивановича была незаменимой. Передовой опыт агротехники он широко передает колхозникам района. При его помощи в колхозах возникли опытные участки. Ученики Михаила Ивановича снабдили их лучшими овощными семенами.
— Наш Михаил Иванович,— пишут о нем бойцам на фронт н дети и их матери — 28 лет работает учителем. Из них 12 — в Обвинской школе. Все эти годы он обучает детей, воспитывает их заботится о том, чтобы росли они любящими свою землю, свою родину.
Об этом знает сейчас вся страна — в газетах опубликован Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждении учителей. В числе награжденных орденом Трудового Красного Знамени — Михаил Иванович Дмитров.
Заслуженная нагнала!
Б. МИХАЙЛОВ.