НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В ФАШИСТСНКОМ ТЫЛУ
Багряное солнце сползло за лес. В. воздухе стояла оглушительная канонада—это наши отважные артиллеристы громили вражеские позиции. Вдали виднелись столбы дыма от пожарищ. По заданию командования подразделения мы небольшой группой направлялись в глубокий тыл врага с тем, чтобы разведать расположение противника, сказать тем, кто остался по ту сторону, что мы скоро вернемся, и наладить связь с партизанами.
Канонада в воздухе не умолкала, не прекращался ни на минуту артиллерийский огонь. Короткое прощание с товарищами, и мы отправляемся в трудный, но славный путь. Ползем по-пластунски, бесшумно. Вот и вражеские позиции. Уже слышна немецкая речь. Обходим позиции стороной. Темная глубокая ночь. Лишь изредка из-за холмов и облаков выглядывает луна. Действуем по компасу.
Проходят самые напряженные минуты, часы. Мы в густом сосновом бору, идем тихо, без шороха. Вот, наконец, и пункт, намеченный для отдыха. Усталые, но довольные, что добрались до места, располагаемся на отдых. Расставлены часовые. Остальные ложатся спать. Любителей храпеть из предосторожности кладем на живот.
Но немногим спалось. Из деревни неслись раздирающие душу вопли женщин и детей. До боли сжимали в руках винтовку, хотелось кинуться в деревню и вырвать из кровавых лап фашистов беззащитных людей.
Утро. Двое разведчиков отправляются в деревню узнать, что там происходило ночью. Крестьянский огород, мы лежим среди грядок лука и моркови. Старая колхозница со слезами на глазах рассказала разведчикам об этой страшной ночи.
— Поздно вечером,—говорит она,-— к нам ворвались немцы. Их было около 100. Не успели они зайти в деревню, как начался грабеж. Заскочив в одну из первых изб, двое пьяных фашистов забрали все, что в ней было. Когда же фашисты стали уводить корову, хозяйка взмолилась. Тогда громилы вытащили ее и троих малолетних детей на улицу и тут же пристрелили из автоматов.
- После этого начался пьяный разгул. Гнусные изверги хватали на улицах деревни молодых девушек и зверски насиловали их. 15 девушек было замучено в эту ночь. Надругавшись над женщинами и девушками, солдаты пристреливали их.
Составлено первое донесение, а еще через 10 часов погромщики и убийцы ни в чем неповинных людей были встречены нашими войсками и все до одного уничтожены. Они получили заслуженное возмездие.
- Продвигаемся к деревне Г., населенному пункту, мимо которого проходит тракт, чтобы разведать продвигающиеся части врага. Местный крестьянин, встреченный нами, подробно рассказывает, как и куда идут колонны врага. В беседе крестьянин рассказал о жутких зверствах, чинимых гитлеровскими бандитами.
- Два дня назад, немцы заняли деревню. Пытки и мучения обрушились на головы крестьян. Немцы хотели знать, куда прошла Красная Армия. Но все было напрасно. Ни пытки, ни издевательства не помогли. Никто не сказал ни одного слова. Тогда немцы взялись за детей. Высокий, обрюзгший офицер подошел к 15-летней Нине и стал ее расспрашивать. Но девочка молчала. Ей предлагали шоколад, конфеты. Тщетно. Девочка молчала. Тогда негодяй развернулся и ударил ее плетью по лицу. Кровь залила лицо девочки. Нина продолжала молчать. Тогда, офицер, визжа, схватил ее за волосы и начал волочить по земле.
Потом он вдруг заорал по-русски:
— У вас скрываются красные. Вы их скрываете. Она—пионерка. И тут же приказал вырезать девочке на спине слово «Пионер». К месту пытки мерзкие палачи силой собрали весь народ. Муки маленькой патриотки продолжались до двух часов. Потом ей отрубили левую руку и пристрелили. После этого мерзавцы спалили всю нашу деревню.
Каждый день мы все углублялись в тыл врага. И на каждом шагу мы видели злодеяния немцев, от которых в жилах стыла кровь. Вот что рассказал нам Василий Кондратьевич Куличев—колхозник села Д.:
— Бесчинства подлых ублюдков не знают пределов. Группа пьяных фашистов ворвалась во двор к моей соседке и начала громить пасеку. Пчелы стали их жалить, тогда они начали сжигать пчел. Хозяйка вооружилась. Но ее ударил прикладом немец, тогда она схватила навозные вилы и всадила их в грудь фашисту. Подбежал второй‚ она плюнула ему в лицо и со словами «на, получай, собака!» вонзила и в него свои вилы. Подоспевший офицер пристрелил эту бесстрашную героиню, а дом и всю нашу деревню сожгли.
Зверства немцев вызывают у всех людей, оставшихся в тылу, неугасимое чувство ненависти. Месть—это слово самое популярное в городах и селах, занятых врагом.
65-летний колхозник Кондрат Исаев, бродя по лесу, нашел станковый пулемет. Никому не говоря ни слова, он избрал для себя удобное место, сходил в соседнюю деревню, узнал, когда и как будет двигаться немецкая колонна. Затем он вернулся на место, дождался врагов и с возгласом: «Да здравствует великий Сталин!» начал их расстреливать в упор. Больше 50 фашистов нашли свою гибель от меткого огня этого старого патриота. Он бился до тех пор, пока были патроны, и пал смертью героя. Фашисты изрубили его в куски и сожгли на костре.
... Извилистые тропы, овраги и густые леса помогали нам укрываться от врага. Мы обеспечивали нашу часть необходимыми сведениями. В собирании их охотно помогали местные жители от мала до стара.
Одной из задач, которую нам поставило командование, было установление связи с партизанами. И вот, наконец, и эта задача была разрешена. Мы нашли командира партизанского отряда. Он приветливо нас встретил и коротко рассказал о действиях своего отряда.
— Однажды мы узнали, что недалеко от нас остановился немецкий эшелон в 50 машин. Без долгих сборов, вооружившись, партизаны подползли к самым машинам и в упор начали поливать свинцовым дождем негодяев, засевших в машинах. Короткий удар и с криком «ура» партизаны бросились в атаку. Около 300 фашистов нашли в этом бою свою могилу. Нами было захвачено много ценного имущества.
Пятнадцатая ночь. Позади последняя цепь противника. Радостные возгласы друзей, крепкие объятия и поцелуи. И снова боевые дни, суровые и упорные бои с фашистскими захватчиками.
С. МЕЛКОЗЕРОВ. Действующая армия.