Работать военным стилем
Большинство газет нашей области в основном правильно поняло свои задачи в дни войны и коренным образом изменило свое содержание. На страницах газет появились новые темы: о женщинах, заменивших мужчин, ушедших на фронт, о создании фонда обороны страны, о сборе теплых вещей для Красной Армии, о всеобщем военном обучении, переписка тыла с фронтом, пропаганда военных знаний, соревнование фронта и тыла.
Газета «За высокий урожай» (Соликамский район) — одна из самых молодых в нашей области (выходит с 10 июля 1941 г.) — с первых же дней своего существования стала настоящим помощником партийных организаций района, мобилизующим трудящихся на выполнение основной хозяйственно-политической задачи — работать для нужд фронта, работать по-фронтовому.
Газета систематически организовывала колхозников района на своевременную хлебоуборку и хлебосдачу, а в последнее время мобилизует на образцовое проведение осеннего сева. Все эти материалы газета дает под боевыми заголовками: «Поможем Красной Армии уничтожить врага», «Все силы и средства на помощь фронту».
Газета «Красное Приуралье» (Осинский район) сразу же оценила и использовала в борьбе за лучшее проведение к севу такое могучее средство, как социалистическое соревнование фронта и тыла.
Умело и интересно ведет она переписку осинских колхозников фронтовиками. Своими героическими делами бойцы вдохновляют осиницев на самоотверженный труд.
Вот письмо с фронта, в котором командир одного подразделения, рассказав о примерах бесстрашия и мужества тов. Петухова обращается к осинским колхозникам: «Пусть будут ваши достойны подвигов вашего земляка. По-большевистски подготовьтесь к весеннему севу, чтобы фронт мог получить больше продуктов. Пусть в этом соревновании фронта и тыла вырастут силы советской страны».
Колхозники «Красного Октября» в ответном письме с волнением и гордостью делятся успехами и заверяют фронтовиков, что колхоз «заложит прочный фундамент богатого урожая и с честью выполнит указания товарища Сталина». И, действительно, дела колхоза позволяют сказать, что слово его колхозников — крепкое слово.
Неплохо работают и такие газеты , как «К коммунизму» (Верхние Муллы), «Ударник» (Березники), «Краснокамская звезда», «Искра»(Лысьва) и другие. Но же даже и эти газеты не лишены недостатков и притом серьезных.
Основными недостатками многих газет является неумение доводить до конца начатые дела. Поднимет иная газета правильный вопрос, призовет своих читателей, а на завтра, глядишь, и забыла о нем. Поднимет новый вопрос и снова забудет. Не следит за действенностью своих выступлений.
Имеет также место подмена функций организатора масс функциям и информатора. Ряд газет занимается регистрацией фактов: «такой-то колхоз «плохо готовится к севу», а такой-то хорошо». А почему «плохо?» А как это организовали работу, дела идут хорошо? Газета не знает и не изучает этого. Все это происходит там, где редакции не вникают в жизнь колхоза, не изучают людей.
Слаба связь с массами и недостаточно использование актива. Газеты лишились многих старых рабкоров и селькоров, а новых не растят и письма в некоторые редакции приходят буквально в «единственном числе».
Изменился и самый состав газетных работников. Новые кадры —большей частью почти неискушенные на газетной работе — требовали помощи и повседневного руководства районных и городских организаций. Но многие райкомы и горкомы недостаточно следили за выступлением своих газет, не помогали им добиваться действенности, ограничивались отдельными замечаниями.
Редакциям необходимо самым серьезным образом пересмотреть систему своей работы. Нужно систематически организовывать передачу опыта лучших людей, вскрывать недочеты в работе и помогать их исправлять. «У нас нет деловой, беспощадной, истинной революционной борьбы с конкретными носителями зла. У нас мало воспитания масс на живых конкретных примерах и образца из всех областей жизни, а это — главная задача прессы. Поменьше политической трескотни... Поближе к жизни...» — Так писал Ленин еще двадцать лет назад, но многие наши газеты и до сих пор не усвоили этого замечательного ленинского правила. А сейчас это требуется более чем когда-либо.
Необходимо всемерно расширять соревнование трудящихся Молотовской области и бойцов Северо-Западного фронта, систематически освещая его ход. Работники печати должны понять все значение этого мощного рычага, с помощью которого надо шире распространять новые формы стахановского движения — фронтовые бригады, ширить ряды двухсотников и трехсотников, вдохновлять патриотов советского тыла на новые трудовые подвиги, расширять актив газеты, который бы держал с ней тесную связь, давал бы всегда свежие и полноценные материалы о жизни в колхозах и предприятиях, усилить связи с парторганизациями и политотделами МТ, систематически освещать вопросы партийной жизни.
Нужно неустанно воспитывать трудящихся на фактах из жизни их земляков-бойцов, в духе высокого патриотизма и ненависти к фашистским захватчикам, систематически освещать такие вопросы, как ход всеобщего военного обучения, заботу о семьях красноармейцев, об эвакуированном населении повседневно разъяснять трудящимся всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране, разъяснять, что, для полной победы советского народа, для полного очищения нашей земли от фашистских варваров требуется удвоить, утроить нашу энергию в деле помощи фронту. Основным девизом каждого номера газеты должно быть «Все для фронта, все для победы».
Л. ЛЕРЕР — зав. сектором печати обкома ВКП(б).