Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Первый с’езд учителей Молотовской области

Газета «Звезда» №6 от 09.01.1945
Текст документа:

Первый с’езд учителей Молотовской области

ФОТО

Депутат Верховного Совета СССР, секретарь Молотовского обкома ВКП(б) тов. Н. И. Гусаров вручает орден Ленина учительнице Кунгурской детколонии Т. П. Посохиной.

Фото М. Попова

Утром 7 января на заседании с’езда продолжались прения. Выступило 11 делегатов—Коршунов (Молотовский пединститут), Чагина (зав. Березниковским гороно), Серебренникова (Молотов), Малков (Очер), Тимохина (Ныроб), Хайдукова (Лысьва), Петров (обком ВЛКСМ), Сурнин (Молотов), Горбунова (Юго-Осокино). Терравере (Молотов), Каменских (Усолье).

С большим вниманием с’езд прослушал речь преподавателя физики Очерской средней школы тов. Малкова, рассказавшего о помощи школам освобожденных от гитлеровцев районов.

— Очерская средняя школа, в которой я работаю, осуществила очень важное мероприятие,—говорит тов. Малков.—В многочисленных письмах бывших учеников нашей школы, сейчас бойцов и командиров Красной Армии, рассказывается о разрушениях немцами школ в освобожденных областях и о том, что Они нуждаются в помощи. Вот письмо подполковника И. Н. Токарева, который пишет, что 2 школы-десятилетки не имеют крыш и закрыты фанерой. 2 школы размещены в одном здании и перегорожены тоже фанерой. Учебных пособий и оборудования там нехватает.

Таких писем мы получили 13. В каждом письме наши бывшие ученики пишут о необходимости оказать помощь разоренным немцами школам, так как эти школы работают в очень трудных условиях.

Вопрос о помощи был обсужден комсомольской и пионерской организациями. Ребята, очень сочувственно отнеслись к этому и решили изготовить своими силами и послать некоторое оборудование. Нами было сделано 185 приборов по физике, часть их мы послали в освобожденные области, в том числе 46 электроскопов, 6 амперметров и т. п.

О роли начальных школ и недостаточной помощи им говорила учительница Горбуновской начальной школы, Юго-Осокинского района, тов. Горбунова.

— В начальной школе,—сказала т. Горбунова,—развивается у человека любознательность, любовь к знанию. Эта школа кладет начало воспитания молодого поколения. Как справиться с программой начальной школе, как вложить знания учащимся, как научить грамотно писать—это прежде всего зависит от методической работы.

Многие учителя неплохо знают предмет, но они плохо еще овладели педагогическим мастерством. Тут им должны оказать помощь инспекторы, а у нас, например, инспектора нет. В нашей школе инспектор районе не бывал много лет.

У нас нет школьных журналов. Откуда мы их возьмем? «Учительская газета» у нас есть, но нет ни одной детской газеты. Что мы можем дать нового детям, не имея газеты. Желательно, чтобы у нас в школе были школьный журнал, детская газета и детские журналы.

Тов. Горбунова высказала пожелание, чтобы старые опытные учителя оказывали больше помощи молодым учителям.

О нуждах средней школы, о неповоротливости и беспечности местных организаций говорила тов. Каменских из Усольской средней школы.

— Весь октябрь, — говорит тов. Каменских, наша школа совсем не отапливалась. Топить стали только в ноябре, но нагреть толстые стены здания оказалось нелегким делом. В результате некоторые учителя серьезно заболели.

От областных организаций нам нужна помощь в части руководства, особенно по подготовке к экзаменам. Хотелось бы получить побольше практической помощи в виде организации курсов директоров, заведующих педкабинетами, пионервожатых, преподавателей отдельных предметов. Пусть на этих курсах мы не послушаем прекрасных докладов, которые слушали здесь, но желательно, чтобы мы сами поработали на курсах над изготовлением наглядных пособий, экспонатов и т. п. Такой практический характер курсов может дать нам многое.

Выступивший на с’езде секретарь обкома комсомола тов. Петров посвятил свою речь комсомольской работе в школах.

— Значительная часть комсомольских организаций н комсомольских работников области. — заявил он,— еще не оказывает органам народного образования и учительству достаточной помощи. Проверка, проведенная обкомом в ряде городов и районов, показала, что работа многих комсомольских организаций ведется в отрыве от воспитательной работы, проводимой директором и учителем школы. Комсомольские организации еще нетребовательны к комсомольцам, которые учатся плохо и нарушают дисциплину.

Комсомольские организации не должны вмешиваться в работу учителей, но обязаны оказывать им всемерную помощь.

Тов. Терравере в своей речи обратила внимание на обучение рабочей молодежи.

— Наши лучшие девушки и юноши,—говорила она,—в трудные дни оставили парту, школу и встали за станок. Они заменили своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Но правительство не забыло их и издало постановление об организации школ рабочей молодежи. И вот 1 ноября 1943 года на заводе им. Молотова была открыта такая школа.

В первый день занятий в нашу школу пришло только 35 человек, но затем количество учащихся стало увеличиваться. В первый год нам пришлось преодолеть много трудностей. У нас не было своего помещения, не было постоянного состава преподавателей, не было учебников, не было никакого оборудования, но школа не была одинока в своей работе. Районо помог укомплектовать ее лучшими преподавателями, школы района помогли учебниками, а дирекция завода выделила хорошее помещение и с апреля прошедшего года мы стали заниматься в новом помещении. 110 наших юношей и девушек окончили в прошлом году школу рабочей молодежи.

Этот год мы начали в лучших условиях. Много внимания мы уделяем сейчас культурному обслуживанию ребят. Мы устраиваем коллективные посещения кино, провели три тематических вечера. В дальнейшем намечены вечера на темы: «О дружбе», «Выбор профессии», «История нашего завода», «Об аттестате зрелости».

С’езд заслушал доклад мандатной комиссии. С докладом выступил тов. Назаровский, сообщивший, что на с’езде присутствует 789 делегатов. В числе делегатов: женщин— 654, мужчин — 135, членов ВКП(б)—218, членов ВЛКСМ—135, орденоносцев — 118, заслуженных учителей школы РСФСР — 5. 192 делегата имеют высшее образование. На с’езде присутствуют преимущественно учителя—487 человек, большинство которых имеет большой стаж и опыт работы.

Тов. Назаровский высказал пожелание, чтобы делегаты с’езда, возвратясь на места, ознакомили избирателей—учителей школ с работой с’езда. От имени мандатной комиссии он внес предложение провести в ближайшее время городские и районные конференции с обсуждением итогов с’езда.

В конце съезда бурными продолжительными аплодисментами было встречено предложение послать приветственные телеграммы вождю народов товарищу Сталину и Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу Калинину.

С’езд принял постановление по докладу тов. Виноградова и на этом закончил свою работу.

Вечером 7 января делегаты с’езда осматривали выставку в пединституте, посетили кино. В пединституте состоялась встреча делегатов, окончивших институт, со студентами и научными работниками. Присутствовало на встрече до 400 делегатов. На встрече выступил с речью секретарь обкома ВКП(б) тов. Гусаров.

Вчера делегаты прослушали в пединституте несколько лекций научных работников.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Образование