Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Инициатива железнодорожников

Газета «Звезда» №208 от 03.09.1941
Автор статьи: П. Пономарев
Текст документа:

Инициатива железнодорожников

Война ломает привычки мирного времени. Фронту нужен металл, горючее, стране необходимы десятки тысяч свободных вагонов. Можно ли в такое время работать по-старому, загружать транспорт перевозкой сотен тонн запасных частей и материалов, а старое, поношенное сдавать в лом, в утиль и снова загружать отходами драгоценные вагоны? Нет. Ни думать, ни работать по-старому сейчас нельзя. И вот среди железнодорожников Перми II начинается новое замечательное движение за использование внутренних резервов.

Кузнец дистанции службы пути тов. Ульянов из отходов отковал универсальный молоток для путевого обходчика. На рукоятке этого молотка гаечный ключ, а если перевернуть молоток, получается кайло. В дистанции организуется утильцех. Под руководством тов. Жаворонкова из отбросов, из пришедших в негодность деталей и частей делается сложный путевой шаблон Шульженко, домкрат Дергачева, тележка «Модерон», десятки других остродефицитных инструментов и деталей, о производстве которых вне заводских условий никто раньше не думал. Коллектив мастерской сделал попытку и твердо решил освоить даже изготовление стрелочных рельсовых крестовин.

В паровозном депо за два месяца войны внесено уже 14 рационализаторских предложений, экономия от их внедрения достигает десятков тысяч рублей. До войны, за пять месяцев 1941 года таких предложений было всего 6. В цехах депо сейчас производятся из отходов самые различные детали и инструмент. Освоено свыше 100 наименований. На материалах уже сэкономлены десятки тысяч рублей.

С большим упорством взялись за производство остродефицитных частей вагонники. Только в июле они изготовили этих частей на сумму свыше 70 тысяч рублей.

Вместе с вагонниками, паровозниками, путейцами горячо борются за использование производственных резервов связисты, теплотехники, работники химической лаборатории и движенцы. Стахановка бригадир стрелочников тов. Бажина решила, например, экономить на метлах. Всем известно, что летом старая метла метет плохо, а зимой новой метлой затвердевший снег из стрелки не выскребешь. Тов. Бажина начала собирать старые метлы, вместе с другими стрелочницами перевязывает их и заготовляет на зиму грубую метлу. Подсчитали и оказывается, что только на одних метлах станция может сэкономить за зиму 16 тысяч рублей (!). Значит, дело стоящее.

Движение за использование производственных резервов растет с каждым днем. Возникло много вопросов, нужно было обменяться опытом. По примеру железнодорожников Северо-Донецкой дороги узла им. Л. М. Кагановича на Перми II была созвана узловая производственно- экономическая конференция по использованию внутренних резервов. Свыше сотни лучших людей узла собрались для того, чтобы договориться о подготовке к зиме, о работе в военных условиях.

Хозяйственники-командиры докладывали о первых результатах борьбы за экономию. Приводилось много замечательных цифр, которые убедительно рассказывали о том, как в условиях войны нужно организовывать производство, экономить металл, топливо, смазку, различные материалы, время, беречь транспорт от излишних перевозок. Здесь же возник и был разрешен интересный вопрос о кооперировании производства. Оказалось, что паровозники могут помогать в изготовлении многих частей и деталей вагонникам и путейцам, а те, в свою очередь, паровозникам и другим. На конференции завязалась производственная дружба. Выявлялись новые и новые резервы.

На стендах выставки сотни самых различных деталей. Раньше они привозились со всех концов страны из заводов и специальных мастерских, а теперь изготовляются на месте и, что самое главное, без затраты новых материалов, из утиля. В ход пошли ломанные листы рессор, подвески, распорки, рельсы, буферные стаканы, все, что раньше шло в переплавку. По качеству эти детали не уступают заводским, а по цене много дешевле. Вот, например, сложный шаблон Шульженко стоил 228 рублей, а путейцы сами смастерили его из отходов, и обошелся он всего в 52 рубля. На одних только буферных стержнях вагонники могут получить 11.240 рублей экономии в месяц, на стяжках-—12.840 рублей. Нет ни одной части, ни одной детали дороже заводской.

К конференции готовились тщательно, выступали с хорошими предложениями и тут же договаривались, как их реализовать.

Вот на трибуну вышел машинист хозрасчетник т. Гуртман. Первые его слова, как и слова всех выступавших, были обращены к Красной Армии, героически отражающей врага, к железнодорожникам, которые обязаны образцовой лунинской работой обеспечивать успех на фронте. Тов. Гуртман вносит предложение отказаться на один год от спецодежды и передать ее в фонд обороны.

Секретарь партбюро паровозного депо т. Тимофеев рассказал о том, как деповцы утилизируют отходы и как автоматчики под руководством тов. Шумана своими силами, без затраты материалов уже подготовились к зиме.

Поездной вагонный мастер т. Кривцов вскрыл причины перерасхода смазки, поделился своим опытом работы и взял обязательство перевести своими силами обслуживаемые им поезда на зимнюю смазку.

Начальник политотдела отделения т. Новиков поставил целый ряд задач перед движенцами, которые хуже других используют свои резервы.

Конференция приняла решение обеспечить подготовку к зиме силами коллектива железнодорожного узла, отказавшись от потребления большинства запасных частей и материалов, получаемых в порядке централизованного снабжения. В этом же решении подробно разработан вопрос о производственном кооперировании.

Участники конференции вызвали на соревнование коллектив узла станции Чусовская и обратились ко всем железнодорожникам Пермской с призывом поставить внутренние резервы на службу обороне родины.

П. ПОНОМАРЕВ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: железнодорожный транспорт; Пермская железная дорога; Станция Пермь II; Паровозное депо Пермь II; Рационализаторское движение; Движение за экономию и бережливость; Северо-Донецкая железная дорога; Станция Чусовская; Женский труд в годы войны; Железная дорога им. Л.М. Кагановича