ПОД ГИТЛЕРОВСКИМ САПОГОМ
Ha днях из фашистской Германии в Москву возвратился инженер одного из Московских машиностроительных заводов тов. И. Я. Тимофеев. В течение полутора лет он работал приемщиком станков, закупленных Советским Союзом. В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Тимофеев рассказал:
— По характеру своей работы мне часто приходилось раз’езжать по Германии. Я побывал в Берлине, Хемнице, Дюссельдорфе, Лейпциге, Гамбурге, Кельне, Дрездене, Франкфурте-на-Майне и многих других промышленных центрах. Дважды выезжал в оккупированную Данию. Все эти поездки дали мне возможность воочию видеть, что творится в фашистской Германии, наблюдать настроение немецких рабочих и интеллигенции.
Рабочие станкостроительных заводов Германии открыто выражают свое недовольство кровавым фашистским режимом. На заводе фирмы «Гуслов-верке» в Мозельвейсе, где я бывал особенно часто, рабочие мне не раз говорили:
— Гитлер нам много обещал, но, кроме ужасной войны, ничего не дал. Мы голодаем и нищенствуем. Зачем нужна нам эта война — не знаем...
Особенно сильно чувствуется недовольство на заводах бывшей Судетской области, где чехи находятся на положении «людей второго сорта». На заводе фирмы «Арно пляуерт» в Варнсдорфе даже высококвалифицированным чехам не разрешается работать на станках. Удел этих людей — тяжелая подсобная работа и жалкий заработок.
Народы оккупированных Германией стран ненавидят фашистских захватчиков. Трудящиеся Дании озлоблены до крайности. Многие высказывают свое недовольство открыто. В Копенгагене, например, продавцы магазинов не отвечают покупателям, если они обращаются к ним на немецком языке. Однажды я ехал на автомобиле с представителем одной из датских станкостроительных фирм. Навстречу нам маршировали немецкие солдаты. Указывая на них, мой спутник сказал:
— Вот наши «защитники»! Они «защитили» нас от хлеба, мяса, масла. До немецкой оккупации Дания имела изобилие всякого продовольствия. А сейчас мы буквально голодаем…
Выкачивая из оккупированных стран огромные запасы продовольствия, фашистские правители держат германский народ на голодном пайке. В Лейпциге я познакомился с квалифицированным револьверщиком М, работавшим на снарядном заводе. Его семья состоит из трех человек. Работая по 10 часов в день, он получал 120 марок в месяц. Из этой суммы 65 марок надо было платить за квартиру и 36 марок военного налога. Оставшихся 19 марок, конечно, не хватало даже на полуголодное существование. Чтобы кое-как свести концы с концами и не дать семье умереть с голода, М. поступил на вторую работу — кондуктором трамвая. Это дало еще 80 марок в месяц, но и этого нехватало. Вскоре М., не выдержав всех этих лишений и вечного голода, покончил жизнь самоубийством.
Рабочие и служащие Германии получают микроскопические дозы продуктов. В основном народ питается картошкой вместо хлеба, речными и морскими ракушками и сушеными тертыми овощами. На пустой желудок мне жаловались и крупные специалисты, работающие на заводах фирмы «Вальдрих» в Зигене, «Гуслов-верке» в Мозельвейсе и многих других. Буквально, как нищие, они клянчили у меня хотя бы один талончик на маргарин.
Затянувшаяся война все больше и больше толкает фашистских заправил на сокращение норм выдачи продуктов. По всей Германии вторник и пятница сейчас считаются «постными днями». В эти дни населению не отпускается даже при наличии карточек ни мясо, ни масло. Кроме того, воскресенье именуется «половинным днем». Это означает, что население может получить по карточке в ресторане только половину обеда, т. е. одно первое или одно второе блюдо.
Раз'езжая по заводам, я видел военнопленных французов, бельгийцев, поляков. Все они влачат поистине жалкое существование, постоянно голодны, одеты в лохмотья. У всех пленных, работающих на заводах, на спине красной краской нарисован треугольник. Это сделано для того, чтобы при попытке бегства легче было целиться.
Германский народ устал от войны, ненавидит кровавых фашистских правителей и мечтает о скорейшей гибели ненавистного гитлеровского режима.
***
Недавно среди бельгийского населения нелегально распространялся доклад генерального секретаря бельгийского министерства финансов Плинье, арестованного впоследствии repманскими оккупационными властями. Из доклада видно, что только за 7 месяцев оккупации Германия взяла у Бельгии на содержание своих оккупационных войск 5 с половиной миллиардов франков. К этому следует добавить взимаемые в пользу немцев проценты с доходов от железных дорог и взнос в счет гарантии торгового договора с Германией в полтора миллиарда франков. Этот взнос Германией ничем не покрывается, ибо, вывозя товары из Бельгии, Германия ничего туда не ввозит. Большой ущерб причинен хозяйству бесчисленными реквизициями имущества.
***
По словам шведского государственного советника по социальным делам Левегрена, который только что возвратился в Швецию из поездки по Франции, в Марселе и Ривьере — ужасающая нужда. Жители — на грани голода. В Париже нет мяса. По карточкам выдается лишь 90 граммов и костей в неделю на человека. Рыбы также нет. В месяц выдается на человека от полкилограмма до килограмма картофеля, но не всегда можно получить и эту голодную норму. Население с ужасом думает о предстоящей зиме, ибо в стране нет запасов топлива.
***
В Греции голодает половина населения. Пшеница и картофель отправляются в Германию. Ощущается острый недостаток в молоке и молочных продуктах, так как в районе Афин был забит весь скот.
***
В последние дни во многих городах и селах Румынии и Венгрии состоялись демонстрации против германских фашистов. Демонстранты провозглашали лозунг: «Мы не хотим воевать против СССР» и др. С 24 июня в Венгрии запрошены политические митинги.
В румынском Городе Арада с предприятий общественного пользования уволены все рабочие-венгры. В румынских газетах опубликован список сербов, украинцев, поляков, греков и других лиц из числа национальных меньшинств, которым разрешается постоянное проживание лишь в указанных им местах.
***
Специальный хорватский трибунал приговорил троих к смерти и двух — к 20 годам каторги за распространение листовок, в которых население призывалось к саботажу.
***
Главные врачи всех больниц в Осло (Норвегия) покинули свои места в знак протеста против преследования фашистскими властями одного врача и ареста председателя общества врачей. Арестован также адвокат союза юристов. К протесту врачей присоединились 19 организаций норвежской интеллигенции. «Демонстрации против разгула фашистов, — пишут шведские газеты, — принимают все более организованный характер. Многие норвежцы носят в петлицах национальные красно-синие флажки, подчеркивая этим свою ненависть к оккупационному режиму. Безуспешно разыскиваемые квислинговской полицией мастерские изготовляют десятки тысяч таких флажков».
***
Английская радиостанция сообщала на-днях об активной деятельности сербских партизан в тылу германских оккупантов. Партизанские отряды систематически разрушают железнодорожные пути.
30 июня. (ТАСС)