К БРАТЬЯМ УГНЕТЕННЫМ СЛАВЯНАМ
Выступления представителей славянских народов на всеславянском митинге, состоявшемся в Москве 10 августа 1941 года
Весь славянский мир должен об‘единиться для разгрома фашизма
Речь русского писателя академика Алексея Толстого
Славяне! Русские, украинцы, белоруссы, поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, болгары, словенцы, закарпатские украинцы,—все, кто говорит на братских языках единого славянского корня, все, кто некогда составлял единую группу родственных племен и вел борьбу за свою независимость, за свою национальную культуру и за право мирного труда!
Славяне! Пробил час, когда весь славянский мир должен об’единиться для скорейшего и окончательного освобождения от гитлеровского гнета. Мы об’единяемся, как равные среди равных. Среди нас не должно быть больших или меньших. У нас одна задача и одна цель—разгром гитлеровских армий и уничтожение всей военно-агрессорской системы национал-социализма. У нас одно горячее всеоб’емлющее стремление, — чтобы славянские, равно как и все соседствующие с нами народы и государства и все прочие народы, мирно и покойно развивались в рамках своей государственности. Мы не посягаем ни на какое главенство, ни на какую руководящую роль для иных народов. Мы решительно и твердо отвергаем самую идею панславизма, как насквозь реакционного течения, глубоко враждебного равенству народов и высоким задачам национального развития государств и народов. Наша задача—об’единенными усилиями уничтожить немецкий фашистский гнет, каких бы жертв это нам ни стоило.
Славяне! Если вчера некоторым казалось, что гитлеровская Германия оставит в покое их мирное существование и книжка Гитлера «Моя борьба», своим отравленным жалом направленная к уязвлению в сердце всего славянства, лишь наглая и шумная болтовня, то сегодня они убедились в реальном и последовательном осуществлении этой программы германского фашизма.
«Славянская человеческая масса, как расовый отброс, недостойна владеть своими землями,—они должны отойти в руки германских господ, а славяне—собственники земель — превращены в безземельных пролетариев». Но славян больше трехсот миллионов и они плодовиты... «Я буду,—говорит Гитлер,—систематически в течение долгих лет раз’единять славянских мужчин от женщин, чтобы остановить рождаемость. Всеми средствами я пресеку плодовитость славян... Кто может оспаривать мое право уничтожить миллионы славян, размножающихся, как насекомые...»
Вот программа германского фашизма. Западные славянские страны увидели, что это не слова, а дело, кровавое дело. Для одних это—нищета, принудительный труд под ударами фашистского надсмотрщика, превращение славянина в двуногое животное, раба, или—стерилизация, которую немцы начали усиленно проводить в Польше. Для других это—смерть от фашистского ножа и пули, смерть от пыток в концентрационном лагере, от истощения и голода.
Пощады от фашистов ждать нельзя. Пощады нет... И те, кто думает как-нибудь, тихонько, пережить это время, стать смирным и незаметным,— жестоко ошибаются. Смиренных как жучков, поджавших лапки, раздавит фашистский сапог.
Прочь смиренье и умиротворение! Ничто не поможет в эту грозную годину. Славянин! Твоя душа зажглась ненавистью к поработителям, рассевшимся, как хозяин-рабовладелец, в твоей стране, в твоем доме, на клочке твоей земли. Твоя душа горит священной ненавистью, творящей великие и героические дела.
Всюду, на каждом шагу, твоя ненависть придумает акт борьбы и в крупном и в мелочах. Миллионы славян— рабочих, крестьян, интеллигенции—с еще большим и все возрастающим единодушием должны тормозить, вредить, портить, уничтожать военную фашистскую машину. Весь мир уже знает о героизме чешских рабочих, которые находят хитрые способы обезвреживать немецкие орудия смерти. Весь мир знает о героизме польских, черногорских, сербских, македонских партизан. Эту борьбу ведут десятки и сотни тысяч людей,—нужно, чтобы она охватила миллионы.
Ни часу ожидания, раздумья, ни часу промедления! Каждый славянский народ—во имя освобождения, независимости и мирного счастья своих поколений—сам должен подняться на борьбу на общем и едином фронте. Свободу не приносят на золотом блюде, свободу берут с оружием в руках.
Восточное славянство—сто шестьдесят миллионов русских, украинцев, белоруссов—вместе с другими народами Союзных советских республик, вместе с могущественной и свободолюбивой Великобританией—седьмую неделю ломит хребет гитлеровским армиям. Германское командование сняло уже гарнизоны из оккупированных городов и вливает в армию подростков и пожилых людей. Гитлеру понятно, что общий переход немцев к обороне—это начало конца, и он с бешенством силится отдалить этот роковой час То в одном, то в другом месте фашистское командование вбивает танковые клинья в наш фронт,—и снова и снова это кончается для фашистов грудами исковерканного металла и клочьями немецких тел. Враг силен и опасен, но у него уже все признаки усталости и разложения. Неудавшаяся молниеносная война молниеносно пожирает его человеческие и материальные ресурсы.
За шесть недель свыше полутора миллионов немцев убито, ранено и сдалось в плен. Немецкая армия потеряла треть своих танков, пятую часть авиации с лучшими кадрами летчиков, восемь тысяч артиллерийских орудий. Но это лишь начало войны с Красной Армией и силами Великобритании. Истребление германской живой силы и военной техники развивается во все более устрашающих размерах.
Скоро настанет час, когда истекающий кровью фашистский зверь начнет пятиться в им самим уготованную бездну. Настанет час, когда не сто сербов, или поляков, или партизан в горах Крайны, Македонии и Черногории будут расстреливаться за каждого убитого германского солдата, а за каждого замученного серба, поляка, черногорца, словенца и македонца фашистам придется отдать тысячу своих голов.
Нет, не остыли угли на пепелищах Варшавы, Белграда, Чачака, Ягодина, Бани! Их раздувает священная ненависть для того, чтобы на них была навсегда сожжена и развеяна по ветру безумная, варварская, кровожадная мечта германского фашизма поработить и истребить славянский мир.
Славяне! Мы об’единяемся для борьбы и победы. Мы об’единяемся для того, чтобы каждая славянская, как и всякая другая страна, могла свободно, мирно, с полным освобождением сил своих созидать свою культуру. Немалый вклад вложило славянство в мировую сокровищницу культуры и цивилизации. Фашисты пытаются отрицать это. Мы благодарим немецкий народ за прекрасную музыку, за философию, за добрую старую поэзию и предупреждаем, что он должен будет очиститься от грязи гитлеровского фашизма, чтобы спасти свое существование.
Идеи справедливости и свободы близки славянским народам. Мы свободолюбивы и миролюбивы. Но мы грозны и упорны в борьбе, когда на нас нападают. В ответ на декрет Муссолини о смертной казни за хранение оружия во всей Черногории было сдано только две винтовки. Так должен поступать славянин.
Свобода или смерть! Мы хотим мирного процветания себе и нашим соседям. Мы хотим высших даров человеческой свободы: развития культуры, искусств и наук, благоденствия, счастья. Культура, а не война. Во имя этих высоких общечеловеческих целей,—в бой, славяне! В победный бой с фашистскими варварами, пьяными от крови и грабежа! Смерть фашизму!
Да здравствует освобожденный славянский мир! Да здравствует наша могучая союзница—Великобритания! Да живут и здравствуют все страны и все народы мира, борющиеся с фашизмом!
(Окончание на 2-й стр.).