Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Отрешиться от настроений и мерок мирного времени

Газета «Звезда» №219 от 16.09.1941
Текст документа:

Отрешиться от настроений и мерок мирного времени

В речи по радио 3 июля товарищ Сталин призвал советских людей к тому, чтобы они отрешились от благодушия, от беспечности, от настроений мирного строительства, вполне понятных в довоенное время, но пагубных в настоящее время, когда война коренным образом изменила положение.

Война, жестокая и кровавая, длится уже около трех месяцев. Эти месяцы были периодом перестройки нашего хозяйства на новый, военный лад. Сотни предприятий подчинили всю свою работу интересам фронта. Серьезные успехи ряда заводов авиационной промышленности уже отмечены высокими наградами правительства. Большое число предприятий досрочно выполняет свои программы. Нефтяники увеличивают добычу нефти. Металлурги начинают давать больше скоростных плавок стали. Массовым становится перевыполнение норм в угольной промышленности. Машиностроители научились давать больше продукции с меньшим количеством работников. Многие заводы и фабрики быстро переменили ассортимент изделий и перестроились на производство чисто военной продукции. Во всем народном хозяйстве открываются все новые и новые не использованные ресурсы. В них—источник неуклонного роста наших сил и военного могущества.

Большое число хозяйственных руководителей и партийных организаций, возглавив огромный трудовой подъем масс, сумело в дни войны значительно улучшить работу предприятий.

Вот завод, где директором является тов. Бочаров. До войны предприятие работало неважно, а временами плохо. План в течение многих месяцев не выполнялся А в дни войны серьезная опасность, нависшая над нашей Родиной, заставила людей быстро подтянуться. Все срочные заказы, получаемые заводом от Наркомата, выполняются им точно в срок или досрочно. То, на что прежде уходили месяцы и недели, теперь делается в дни и часы. Завод стал работать строго по суточному графику.

В пример можно поставить директора одного из металлургических заводов тов. Матвеева. Руководимый им завод хорошо работал и до войны, а теперь каждый военный заказ выполняется еще лучше. «Как Матвеев получает военный заказ, так он начинает работать, как часы», —говорят о тов. Матвееве в Наркомате.

Это и есть большевистская работа по-военному! Таких примеров—множество.

Страна наша, поднявшаяся на священную отечественную войну с злейшим врагом человечества, все более становится военным лагерем. Тем не менее настроения мирного строительства изжиты еще не везде.

Кое-кто из работников промышленности, особенно на предприятиях в глубоком тылу, продолжает работать по-старому, не понимая, что обстановка изменилась, что хозяйственные успехи вчерашнего дня не могут удовлетворить нас сегодня, что война требует максимального напряжения всех сил, максимального использования всей техники для достижения победы над жестоким врагом.

Нельзя теперь измерять свою работу старой меркой, меркой довоенной. Война выдвинула новые требования, многократно повысила ответственность хозяйственных руководителей. Стало быть, надо оценивать работу меркой военного времени, более строгой, более высокой. Теперь уже мало говорить об обычных процентах роста выпуска продукции по сравнению, скажем, с прошлым годом. Такое сравнение было естественным прежде, до войны. Теперь же надо раньше всего оценивать всю деятельность предприятия, его хозяйственных и партийных руководителей с точки зрения того, насколько предприятие удовлетворяет потребности фронта.

Есть еще директора—пусть их немного, но они все же есть,—которые не прочь покичиться стопроцентным выполнением плана в среднем, в целом, хотя отдельные заказы, в том числе для фронта, не выполнены. Ходит такой директор и ста процентами козыряет. Но кто же не знает, что можно в общем и целом, в рублях, в тоннах по выпуску валовой продукции план выполнить и в то же время важный заказ провалить? Чего же стоит в таком случае козыряние средними процентами?!

Один из заводов до войны все время аккуратно выполнял план. Это небольшое предприятие. Война потребовала переключить его за изготовление военного заказа. И несмотря на то, что заказ вовремя сделан не был, директор завода тов. Адамовский бахвалился средним процентом выполнения плана. Что это—недомыслие или банкротство директора в военной обстановке? Директор по меньшей мере проявил безрукость и непонимание условий и требований военного времени. Он не постарался пустить полным ходом предприятие, полагая, как видно, что достаточно будет, как и прежде, назвать в Наркомате среднюю цифру, как его все еще будут считать толковым хозяйственником. Теперь это не выйдет! Теперь нельзя считать выполнение программы «в целом».

Меркой военного времени, критерием при оценке деятельности предприятий, их хозяйственных и партийных руководителей должно быть прежде всего выполнение заказов для фронта. Эти заказы-в первую очередь! А потом—все остальное. Люди, прикрывающиеся «средней» цифрой, — небольшевистские хозяйственники, они живут представлениями и настроениями, осужденными еще в мирное время.

Наша партия всегда воспитывала, и воспитывает кадры в духе нетерпимости к недостаткам. Особенную непримиримость надо проявлять к ним во время войны. Ибо мы обязаны громадную мощь нашей индустрии во всей полноте применить в интересах фронта. И если на каждом предприятии, будет чувствоваться высокая организованность, если будут ликвидированы потери в производстве, покончено с недоиспользованием техники, имевшим место в мирное время, если будут искоренены малейшие проявления бесхозяйственности, нераспорядительности, то сколько дополнительного топлива, металла, машин получит наша страна, сколько дополнительного смертельного огня обрушится на головы немецко-фашистских извергов.

Надо окончательно избавиться от настроений мирного времени, не думать сейчас об удобствах для предприятия при выполнении того или иного заказа, а исходить исключительно из требований войны.

XVIII Всесоюзная партийная конференция отметила, что промышленность и транспорт в 1940 году значительно продвинулись вперед и обеспечили «дальнейший рост народного хозяйства и укрепление оборонной мощи СССР». Но наряду с успехами XVIII партийная конференция отметила и недочеты в работе промышленности, указала пути, как их исправить. Директивы конференции о проверке исполнения, правильном учете и использовании оборудования, сырья, материалов, топлива, электроэнергии, об освоении производства новых машин, укреплении дисциплины и единоначалия, о замене негодных и слабых работников, о строжайшем выполнении планов не в общем и целом, а и по ассортименту, по заказам, по качеству,—все эти директивы войной никак не отменены. Наоборот, война в особенной отчетливостью показала всю историческую значимость решений конференции. Война особенно остро требует устранения недочетов, мешающих использованию производственных ресурсов. Держать теперь эти ресурсы неиспользованными было бы не только беспечностью, но и преступлением перед Родиной.

Перестроив всю без исключения хозяйственную работу на подлинно военный лад, отрешившись от беспечности, покончив с настроениями мирного времени, поняв до конца, какое громадное значение имеет дальнейшее улучшение всей деятельности предприятий в тылу, партийные и хозяйственные работники промышленности еще лучше обеспечат фронт всем необходимым для разгрома немецко-фашистских разбойников.

(Передовая «Правды» за 15 сентября).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Газета «Правда»; Передовая «Правды»; Сталин И.В.; Обращения к нации; Мобилизация; Условия труда в военное время; Мобилизация предприятий; Нефтяная промышленность; Металлургическая промышленность; Тяжелая промышленность; Угольная промышленность; Стахановское движение; Машиностроение; Рационализаторское движение; XVIII Всесоюзная партийная конференция; Партийная деятельность