Художественное радиовещание в дни войны
Художественное вещание является неотъемлемой частью всей агитационно-пропагандистской работы. Его задачей является идейно-политическое воспитание широких масс трудящихся, повышение их культурного уровня. Особенно возросла роль н значимость художественного вещания в дни Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими варварами.
В программе Молотовского радиокомитета художественное вещание занимает в среднем час в сутки. Тем ответственнее были задачи, стоящие перед нами. В этот короткий промежуток времени следовало показать все лучшие культурные силы города Молотова, показать в яркой, образной форме, в передачах высококачественных и интересных.
Большую помощь в этом ответственном деле оказал нам коллектив Ленинградского театра имени Кирова, эвакуированный к нам в первые дни войны, и писателя Ленинграда.
При помощи этих коллективов за годы войны были созданы многие передачи, монтажи — «Сталин—это Ленин сегодня», «родина», «Священная война», цикл передач «Урал в поэзии и музыке», исторический цикл «Героическое прошлое нашей Родины», цикл концертов-бесед, ряд концертов народной песни и песен Великой Отечественной войны, авторские концерты композиторов лауреатов Сталинских премий М. Коваля и Хачатуряна.
В музыкальном вещании основой ставился показ произведений советских композиторов, созданных за время войны, и показ лучших произведений русских композиторов прошлых столетий.
За три с лишним года было сделано для радио 11 оперных монтажей («Сорочинская ярмарка», «Русалка»,«Демон» и другие).
Безусловно, в нашем вещании были пробелы. Количественно, например, в музыкальных передачах преобладала вокальная музыка, значительно меньше была показана симфоническая и камерная музыка.
Музыкально-образовательные передачи были представлены циклом концертов-бесед: «Гурилев», «Алябьев». «Варламов». «Глинка», «Даргомыжский» и так далее. Были организованы 3 концерта к 50-летню со дня смерти Чайковского и 3 концерта к 100-летию со дня рождения Римского-Корсакова.
Из произведений советских композиторов были показаны также преимущественно, вокальные произведения, из инструментальных—частично камерные (например. Соната для виолончели Шостаковича, его же фортепианные прелюдии, фортепианные произведения Хачатуряна) и симфонические (5-ая и 7-я симфонии Шостаковича, симфонии Маяковского, танцевальная сюита Хачатуряна).
Народное творчество, в основном, представлено было показом русских, украинских, белорусских и грузинских народных песен и танцев.
Наравне с русской музыкой было организовано несколько передач английской н американской песни, концерты польской музыки и ряд монтажей опер западных композиторов.
Литературно-музыкальных передач за годы войны создано 22. Не все из них безупречны. Но ряд их заслуживает внимания и в свое время пользовался признанием у радиослушателей: например, передачи
«Русская песня», «Камушка», «Уральские посиделки», «Цыганы» по Пушкину и Рахманинову, «Лирика Пушкина».
В литературном вещании были использованы многие лучшие произведения советских писателей и поэтов, написанные в годы войны. Были также организованы литературные вечера и выступления у микрофона писателей Каверина, Козакова, Первенцева, Трутневой, Михайлова. Два интересных литературных вечера были проведены в связи с 65-летнем со дня рождения Бажова к 60-летием со дня рождения Каменского. Весьма интересно в литературном вешании был построен цикл «Героическое прошлое нашей родины», состоящий из 7 передач— «Слово о полку Игореве». «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Суворов» и др.
Значительное место в литературном вещании было отведено передачам «Театр у микрофона». В этом разделе были показаны все идущие в драматическом театре пьесы, многие из них передавались по радио несколько раз (сцены из пьесы «Фельдмаршал Кутузов», «Русские люди», «Фронт». «Давным-давно», «Горе от ума», «Вишневый сад», комедия Гоголя «Женитьба», монтаж пьесы Сельвийского «Брусилов»), Произведения отдельных авторов передавались у микрофона до их выхода в свет (например, главы из романа Каверина «Два капитана», главы из третьей части романа Тынянова «Пушкин»).
Частыми гостями у микрофона были писатели и поэты-фронтовики, приезжавшие в город Молотов с Фронта (поэты Браун, Азаров, С. Васильев, писатели Мирошниченко, Арамилев).
Являясь частицей большого Сталинского Урала—боевого арсенала родины, мы, кроме того, стремились пропагандировать произведения местной тематики—произведения об Урале (рассказы и очерки о знатных людях области, о знатных уральцах-фронтовиках. очерки по истории города Молотова, очерки о богатствах Урала, сказы и сказки, очерки из цикла «Знай свой край»).
Значительную роль в пропаганде художественных произведений об Урале, замечательных людях—бойцах фронта и тыла, его неисчерпаемых богатствах сыграл Уральский литературно художественный журнал, который создан Молотовским радиокомитетом в дня войны.
В журнале были переданы почти все новые литературные и музыкальные произведения, созданные писателями, композиторами, поэтами на Урале.
С сентября текущего года, после длительного перерыва, вернулся н родной город и приступил к работе Молотовский театр оперы и балета, коллектив которого является в настоящее время основой музыкального вешания нашего радиокомитета.
Театр сразу включился в работу радиокомитета. Уже поставлены по радио монтажи опер «Чио-Чио-Сан» и «Паяцы», монтаж оперетты Планкетта «Корневильские колокола». Все премьеры театра транслировались по радио.
С возвращением в Молотов драматическою театра возможной становится организация систематических передач «Театр у микрофона».
Работа сектора художественного вешания нашего радиокомитета имеет еще много недостатков (не всегда удачное соотношение отдельных видов передач, отдельные творческие неудачи, недостаточный показ самодеятельности у микрофона). Художественное вешание требует большой, вдумчивой работы, систематического совершенствования, улучшения качества, без чего невозможны большие, интересные передачи.
А. КОЛЬЦОВА-редактор художественного вещания Молотовского радиокомитета.