Героические защитники города К.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 сентября. Вечереет. В сероватой дымке сумерек отчетливо вырисовываются контуры многоэтажных зданий. Длинной вереницей вдоль улиц и вокруг площадей словно часовые выстроились кудрявые каштаны, стройные тополя, Свежим ветерком тянет от многоводной реки. Еще шумны широкие панели, еще не закончились спектакли в театрах, сеансы в кино, а у подъездов зданий появились люди, в гражданской одежде, с противогазами через плечо. На перекрестках стали вооруженные патрули.
Фронт близко. Время от времени ветер доносит гул орудийной стрельбы. Это бьет наша дальнобойная артиллерия. В воздухе слышен непрерывный глухой рокот моторов. Идут к фронту тяжело груженные бомбардировщики, кружатся юркие истребители, патрулирующие воздушные подступы к городу К.
Уверенность! Ни тени тревоги! Это сквозит в каждом взгляде, в каждом месте. Все, кого мы видим на улице и предприятиях, в трамваях и троллейбусах—это защитники города, его бойцы. Это люди-герои, полные отваги, готовности пожертвовать собой, чтобы уничтожить врага.
Рано утром, когда на заводы. приходит свежая смена, десятки грузовиков мчатся далеко за город. Женщины в разноцветных косынках с боевыми песнями едут в районы оборонительных работ—домохозяйки, студентки института, школьницы старших классов.
Всего в нескольких километрах от линии оборонительных работ идут бои. Враг бросил лучшие свои части, чтобы прорваться к городу. Но всюду встречает жестокий отпор. Энская часть, которой командует Горшков, наносит противнику чувствительные удары. Под ее натиском фашисты откатились назад, потеряв тысячи убитых и раненых. Огромную роль играет артиллерийская часть майора Подойницына. Круглые сутки она изнуряет врага методическим огнём. Огонь заставил немцев зарыться в землю, часто менять позиции своих минометов и орудий. В полной мере сказывается точность и сила артиллерийских орудий частей, обороняющих город.
В потрескавшейся от зноя земле отрыты и замаскированы блиндажи, пулеметные гнезда, окопы стрелков. Когда вечерний туман начинает стелиться по полю и сумерки окутывают лес, сюда в окопы приходят делегаты трудящихся. Они приносят подарки бойцам и командирам: папиросы, конфеты, шоколад, фрукты, одеколон, письма.
В городе созданы батальоны народного ополчения. Враг, получивший подкрепление, казалось, вот-вот прорвется. Тогда в бой ринулись вместе с красноармейцами батальоны вооруженного народа. Командир одного из батальонов Акакий Давидович Кучухидзе рассказывает:.
Они дрались, как герои,—вагоноремонтники, деревообделочники, кондитеры, студенты.
Народные ополченцы обстреляны, Командир роты Клещев с двенадцатью бойцами подобрался к вражеской минометной батарее и уничтожил ее гранатами. Рабочий кондитерской фабрики Семеновский был связным при командире батальона.
Под сильным огнем он доставлял приказы командирам рот, взводов, шел обратно с их донесениями. Когда в разгар боя в одной из рот вышел из строя пулемет, Семеновский оттащил его в укрытие и быстро наладил. Через несколько минут пулемет снова строчил по врагу.
Студент сельскохозяйственного института Давыдов заменил на поле боя командира роты и повел бойцов в атаку. Рота захватила несколько вражеских точек. Сам Давыдов уничтожил расчет немецкого пулемета. Давыдова ранили, но он продолжал сражаться.
Когда смертью храбрых пал командир отделения, рабочий термосного завода Гендлях, боец комсомолец деревообделочной фабрики Сирота стал во главе отделения. Стремительной атакой вражеский пулеметный окоп был занят.
Все с гордостью говорят о батальонном фельдшере Лизе Мухиной, двадцатилетней девушке, которую видели во время самых жарких схваток. Двадцать раненых вынесла она из огня.
Замечательные дела людей народного ополчения тесно переплетаются с героизмом бойцов, командиров и политработников Красной Армии, вписавших немало славных страниц в летопись отечественной войны.
Враг не пройдет! В этом уверены все жители города. Неистощимым ключом бьет жизнь на каждом участке. По графику отправляются поезда, нормально работает городской транспорт, торгуют магазины. На рынках много продуктов, их привозят колхозники пригородных сел. Начался учебный год.
Лишь изредка сигналы воздушной тревоги врываются в городскую жизнь. На предприятиях, в учреждениях и домоуправлениях группы самообороны готовы к борьбе. Над городом фашистский самолет. Наши зенитчики, открыв интенсивный огонь, подбили один из моторов вражеской машины. Потеряв высоту и скорость, она опустилась близ города. Летчиков тотчас же захватили наши бойцы.
Мы присутствовали на допросе экипажа фашистского бомбардировщика. Отъявленные убийцы мирного населения выглядели омерзительно жалкими. Путаясь и заикаясь, говорили они о кровавых рейдах в Польше и Франции, заискивая, просили. сохранить им жизнь.
— Какова цель вашего полета над городом К.
— Мы летали в разведку, намеревались сфотографировать улицы, движение людей, транспорта в городе и на дорогах.
Что же вы увидели?
— У нас утверждали, что город замер, но мы наблюдали совершенно иное. Даже с высоты нетрудно. было разглядеть оживленные улицы, трамваи, автомобили,—отвечает механик Карл-Гейзе Вайнем. А ваши зенитчики стреляют метко,—признается он.
Героические защитники К. превратили свой город в крепость, способную выдержать и отразить натиск фашистских войск.
В. ХОДАНОВ, 3. ЛИПАВСКИЙ. (Спецкоры ТАСС).