Весь хозяйственный аппарат—на военную ногу!
История войн не знает сражений, по своему гигантскому масштабу подобных тем, что происходят на полях священной отечественной войны советского народа с лютым врагом человечества—германским фашизмом.
Столкнулись две огромнейшие армии: Красная Армия—защитница свободы и чести народов СССР, и черные полчища немецких фашистов—сеятелей смерти, носителей рабства. С обеих сторон в боях участвуют тысячи и тысячи самолетов, танков, орудий.
Доблестная Красная Армия, оказывая героическое сопротивление врагу, за шесть недель войны нанесла разбойничьей гитлеровской армии сильнейшие удары. Более полутора миллионов убитых, раненых и взятых в плен, уничтоженные свыше 6 тысяч танков, свыше 8 тысяч орудий—так выглядят потери хваленой «непобедимой» германской армии.
Жестокая война с коварным и вооруженным до зубов врагом, естественно, повлекла также жертвы и с нашей стороны. На место каждого павшего за Родину, за честь ее и свободу готовы встать десятки советских патриотов. На место каждого потерянного танка, самолета, орудия руками советских патриотов создаются новые и новые боевые машины.
Не может быть сомнения в том, что кровавый гитлеризм будет, выматывая все соки из германского народа и народов вассальных стран, бросать на убой новые полчища и технику, какой он пока обладает. Сейчас, больше чем когда-либо, решать будут человеческие и экономические резервы, иссякающие у гитлеровской Германии и неисчерпаемые у нас. Теперь мы должны более чем когда-либо использовать наши резервы, все наши сырьевые и технические преимущества. Новые тысячи самолетов и танков, новые тысячи орудий, сотни тысяч и миллионы снарядов, бомб, мин, патронов, винтовок изготовляются и должны быть изготовлены для фронта, для вооружения пополнений Красной Армии, народного ополчения, красных партизан.
Поэтому так же, как от военных командиров требуется сейчас высокое военное искусство в борьбе с врагом,—от командиров производства, хозяйственного аппарата требуется большое искусство маневрирования производственными мощностями, умение выжать из техники все, что она может дать, большая мобильность и оперативность в выполнении правительственных заданий.
Сотни и тысячи заводов работают на оборону. Надо приспособить к обслуживанию нужд фронта все предприятия. Нужно перестроить работу всего хозяйственного аппарата применительно к нуждам войны. Аппарат наркомата, главка, завода должен чувствовать себя частью военного аппарата нашего государства.
В годы гражданской войны Владимир Ильич требовал: «Всю работу всех учреждений приспособить к войне и перестроить по-военному!» Ленин требовал «сократить целый ряд областей и учреждений невоенной, или, вернее, не непосредственно военной, советской работы...». То, что не безусловно необходимо для войны, может и должно быть отложено как в производстве, так и в деятельности учреждений.
В хозяйственном аппарате всегда вредны были штатные излишества, тем более вредны они сейчас. Сжатый до возможной степени, но зато исполнительный и четкий—вот каким должен быть в дни войны аппарат наркомата, завода, главка, треста. Все звенья его, как центральные, так и периферийные, как расположенные поблизости от фронта, так и находящиеся в глубоком тылу, надо подчинить военному делу. Хозяйственный руководитель, командир производства, сотрудник наркомата, если они честно и самоотверженно, точно и быстро выполняют директивы правительства, являются активными участниками народной отечественной войны с германским фашизмом.
От командиров хозяйства—больших и малых—требуется сейчас особенная инициатива, особенное умение налаживать военное производство, осваивать новые марки и профили металла, новые типы машин, новые материалы. Сейчас громадную роль играет использование местных ресурсов и возможностей. Каждый хозяйственник должен постоянно изыскивать возможности увеличения выпуска продукции, как можно меньше обременяя государство. Если есть местное топливо—добывай его, не жди привозного. Если можно собственными силами сделать станок— сделай его, не требуй у государства. Если можно у себя восстановить отработанный инструмент—восстанавливай, не бери новый у наркомата.
Давай государству побольше, требуй у государства поменьше! Именно так поступают большевистские хозяйственники.
Бакинские, грозненские, майкопские нефтяники из месяца в месяц увеличивают добычу нефти, дают все больше и больше бензина фронту. Некоторые из хозяйственников-нефтяников, которые до войны требовали больше оборудования, чем давали продукции, теперь нашли возможным при прежнем оборудовании добывать больше нефти. Техническая инициатива, строжайший режим экономии—вот что позволяет увеличивать выпуск продукции.
Забота об общегосударственных интересах, об удовлетворении нужд фронт должна определять всю деятельность хозяйственников. Не может быть места мелким ведомственным интересам, ведомственному сутяжничеству при планировании производства, при решении вопросов кооперирования. Взаимопомощь предприятий и целых отраслей промышленности должна чувствоваться во всем. Если у тебя накопился ценный технический опыт—передай его соседу. Если ты можешь помочь другому предприятию в выполнении его заданий—не жди, прояви инициативу, предложи услуги. Было бы преступлением перед родиной создавать удобства своему предприятию в ущерб другим. Каждое предприятие должно все свои силы отдавать на выполнение задания, на обеспечение Красной Армии!
Наша промышленность выполняет военные заказы. Военный заказ на заводе, в тылу равносилен приказу командования на фронте. Заказ должен выполняться беспрекословно. Дисциплина в хозяйстве во время войны не может уступать железной воинской дисциплине на фронте.
На выполнении правительственных заданий сейчас проверяется каждый директор, начальник цеха, работник наркомата, главка, треста. Безруких людей, медлительных, неповоротливых, любителей «об’ективных причин», болтунов война и ее требования разоблачают беспощадно. Теперь хорошими словами, резолюциями, заверениями никого не обманешь. Если ты не выполнил заказов—ты провалился и скидок не будет. Наркомат общего машиностроения до войны долго церемонился с директором одного из заводов—Масленниковым, систематически не выполнявшим планов. Военное время—не время для уговаривания. Масленников снят с работы, как не обеспечивший работу завода в военных условиях.
«Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов...»
В этом призыве товарища Сталина ко всему советскому народу— четкая и ясная программа для всей промышленности, закон для каждого хозяйственного руководителя.
Вся работа хозяйственного аппарата должна быть решительно перестроена на военную ногу.
Все для войны, все для победы!
Все для нашей армии, для нашего флота, для нашей авиации!
Все для изгнания фашистских грабителей с нашей земли!
Все для уничтожения фашизма!
(Передовая «Правды» за 13 августа).