Уязвимое место фашистской Германии
В последние десятилетия и, в особенности, в последние годы значение нефти и ее продуктов в народном хозяйстве неуклонно растет, двигатель внутреннего сгорания вытесняет паровую машину как в промышленности, так и в транспорте. Автомобильное сообщение, морской и воздушный транспорт, производство орудий войны, и, наконец, сама война пред’являют к нефтепромышленности огромные и все растущие требования.
Накануне первой империалистической войны мировое потребление нефти составляло 55 миллионов тонн, а за последние четверть века потребность в нефти возросла не менее, чем в пять раз: цифра потребления 1938 года приближается к 280 миллионам тонн. На мировом рынке ни на один день не прекращается упорная борьба за каждую тонну драгоценной жидкости.
Для Германии проблема нефти всегда была ахиллесовой пятой, ее наиболее уязвимым местом. Если США удовлетворяют свою потребность в энергетике за счет нефти и естественных газов на 37 процентов (52 процента приходится на каменный уголь, 11 — на гидроэнергию), то в Германии жидкое топливо составляет только три процента всех потребляемых энергоресурсов. И тем не менее, годовое потребление нефти и ее продуктов, в связи с быстрыми темпами подготовки фашистов Германии к войне, поднялось к 1938 году почти до 8 миллионов тонн.
Нет сомнения, что потребность Германии в нефти во время войны увеличилось не менее, чем вдвое.
Каковы источники снабжения Германии нефтью — этим хлебом современной войны?
Германия почти не имеет нефти на своей территории, — незначительные месторождения около Ганновера дают не более 500 тысяч тонн в год. В захваченном Германией Эльзасе (район Пешельброна) Франция добывала всего около 80 тысяч тонн.
Готовясь к войне, Германия лихорадочно развивала производство синтетических нефти и бензина из бурого угля (район гор. Мерзебурга), хотя синтетическая нефть обходится вдвое дороже привозной. К началу войны выпуск синтетической нефти превысил два миллиона тонн в год, а вместе с бензолом достиг, повидимому, даже трех миллионов.
Однако до 15 миллионов и даже до 8 (по требованиям мирного времени) слишком далеко!
Неизбежен ввоз. И Германия ввозила около половины недостающих ей пяти миллионов тонн из Южной Америки (Венесуэла, Перу), около одной трети из США и Мексики и 9—10 процентов из более близкой Румынии.
Путь из Америки теперь отрезан. Осталась Румыния. Распростертое у ног Гитлера румынское правительство вынуждено отдавать Германии последнюю тонну нефти вместе с последним килограммом хлеба и последней каплей крови румынского крестьянина, которого немецкий фашизм насильно гонит в наступление на страну Советов.
Но каковы возможности самой Румынии? Румыния обладает самым богатым и, по существу, единственным в капиталистической Европе месторождением нефти. Из-за напряженной и нерациональной эксплоатации нефтяных месторождений Румынии запасы нефти истощались, а годовая добыча в последние годы неуклонно падала, не спускаясь, однако, ниже семи миллионов тонн. Центром нефтедобычи и нефтепереработки в Румынии является город Плоешти, расположенный в центральной части страны под Карпатами. Из Плоешти по нефтепроводу жидкое топливо перекачивается в самый крупный порт страны — Констанцу.
Если принять во внимание, что ни одна из порабощенных фашизмом стран не имеет хотя бы сколько-нибудь значительных нефтяных богатств, то ясно, что значение румынской нефти для Германии не только исключительно велико, но и является решающим. В создавшихся условиях только из румынского источника может Германия пополнять хотя бы частично свои исчерпывающиеся запасы горючего
Славные соколы советской авиации, разрушая нефтепромысла Плоешти и нефтехранилища Констанцы, бьют по ахиллесовой пяте фашизма. Зарево пожаров в Плоешти и Констанце, освещающее склоны Карпат и отражающееся в волнах Черного моря, вызывает смятение и смертельную тревогу среди фашистов.
Профессор А. С. ПОПОВ.